Аннотация к рабочей программе младшей группы

Аннотация к рабочей программе по освоению детьми
основной образовательной программы дошкольного
образования для детей 3-4 лет.
Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем
МКДОУ «Детский сад №15 г. Буйнакска».
Настоящая рабочая программа составлена на основе основной образовательной
программы МКДОУ «Детский сад №15 г. Буйнакска», примерной основной
общеобразовательной программы «От рождения до школы» Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С.
Комарова. М. А. Васильева. Структура и содержание рабочей программы разработана с
учетом ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения
и педагогов:
 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 01.09.2013г.)
 СанПиН 2.4.1.3049-13 (вступил в силу 30.07.2013г.)
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования (вступил в силу с 01.01.2014г.).
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам–образовательным программа дошкольного
образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014)
Цели и задачи реализации программы.
Цель программы: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка
дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.
Задачи:
1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в
период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых
в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность
основных образовательных программ дошкольного и начального общего
образования);
4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
7) обеспечение
вариативности
и
разнообразия
содержания
Программы
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования
Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей,
способностей и состояния здоровья детей;

формирование
социокультурной
среды,
соответствующей
возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
8)

Основные задачи образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие
1) Присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности.
2) Развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками.
3) Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий.
4) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания.
5) Формирование готовности к совместной деятельности.
6) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и сообществу детей и взрослых в организации.
7) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
8) Формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие
1) Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
2) Формирование познавательных действий, становление сознания.
3) Развитие воображения и творческой активности.
4) Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере,
материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.),
5) Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве,
представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных
традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие
1) Владение речью как средством общения.
2) Обогащение активного словаря.
3) Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической
речи.
4) Развитие речевого творчества.
5) Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
6) Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы.
7) Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки
обучения грамоте.
Художественно - эстетическое развитие
1) Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира
природы.
2) Становление эстетического отношения к окружающему миру.
3) Формирование элементарных представлений о видах искусства.
4) Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
5) Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений.

6) Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Физическое развитие
1) Развитие физических качеств.
2) Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие
равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики.
3) Правильное выполнение основных движений.
4) Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта.
5) Овладение подвижными играми с правилами.
6) Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
7) Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Принципы и подходы к формированию Программы
1) Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью
дошкольного образования является развитие ребенка.
2) Принцип научной обоснованности и практической применимости.
3) Принцип интеграции содержания дошкольного образования в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями
образовательных областей.
4) Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса.
Характеристики особенностей развития детей младшего дошкольного
возраста
Возрастная характеристика, контингента детей 3-4 лет
Физическое развитие
3-хлетний ребенок владеет основными жизненно важными движениями (ходьба,
бег, лазание, действия с предметами). Возникает интерес к определению соответствия
движений образцу. Дети испытывают свои силы в более сложных видах деятельности,
но вместе с тем им свойственно неумение соизмерять свои силы со своими
возможностями.
Моторика выполнения движений характеризуется более или менее точным
воспроизведением структуры движения, его фаз, направления и т.д. К 4-м годам
ребенок может без остановки пройти по гимнастической скамейке, руки в стороны;
ударять мяч об пол и ловить его двумя руками (3 раза подряд); перекладывать по
одному мелкие предметы (пуговицы, горошины и т.п. – всего 20 шт.) с поверхности
стола в небольшую коробку (правой рукой).
Начинает развиваться самооценка при выполнении физических упражнений, при этом
дети ориентируются в значительной мере на оценку воспитателя.
3-4-х
летний
ребенок
владеет
элементарными
гигиеническими
навыками
самообслуживания (самостоятельно и правильно моет руки с мылом после прогулки,
игр, туалета; аккуратно пользуется туалетом: туалетной бумагой, не забывает спускать
воду из бачка для слива; при приеме пищи пользуется ложкой, салфеткой; умеет
пользоваться носовым платком; может самостоятельно устранить беспорядок в одежде,
прическе, пользуясь зеркалом, расческой).
Социально-коммуникативное развитие
К трем годам ребенок достигает определенного уровня социальной компетентности:
он проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к
общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. У ребенка возникают личные
симпатии, которые проявляются в желании поделиться игрушкой, оказать помощь,
утешить. Ребенок испытывает повышенную потребность в эмоциональном контакте со
взрослыми, ярко выражает свои чувства - радость, огорчение, страх, удивление,

удовольствие и др. Для налаживания контактов с другими людьми использует речевые и
неречевые (взгляды, мимика, жесты, выразительные позы и движения) способы общения.
Осознает свою половую принадлежность («Я мальчик», «Я девочка»). Фундаментальная
характеристика ребенка трех лет - самостоятельность («Я сам», «Я могу»). Он активно
заявляет о своем желании быть, как взрослые (самому есть, одеваться), включаться в
настоящие дела (мыть посуду, стирать, делать покупки и т.п.)». Взаимодействие и общение
детей четвертого года жизни имеют поверхностный характер, отличаются ситуативностью,
неустойчивостью, кратковременностью, чаще всего инициируются взрослым.
Для детей 3х летнего возраста характерна игра рядом. В игре дети выполняют отдельные
игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не
называется. Сюжет игры - цепочка из 2х действий; воображаемую ситуацию удерживает
взрослый. К 4м годам дети могут объединяться по 2-3 человека, для разыгрывания
простейших сюжетно-ролевых игр. Игровые действия взаимосвязаны, имеют четкий
ролевой характер. Роль называется, по ходу игры дети могут менять роль. Игровая цепочка
состоит из 3-4 взаимосвязанных действий. Дети самостоятельно удерживают
воображаемую ситуацию.
Речевое развитие
Общение ребенка в этом возрасте ситуативно, инициируется взрослым, неустойчиво,
кратковременно. Осознает свою половую принадлежность. Возникает новая форма
общения со взрослым – общение на познавательные темы, которое сначала включено
в совместную со взрослым познавательную деятельность.
Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период
ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой
стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного
господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию
и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи. Овладение родным
языком характеризуется использованием основных грамматических категорий
(согласование, употребление их по числу, времени и т.д., хотя отдельные ошибки
допускаются) и словаря разговорной речи. Возможны дефекты звукопроизношения.
Познавательное развитие.
В развитии познавательной сферы расширяются и качественно изменяются способы и
средства ориентировки ребенка в окружающей обстановке. Ребенок активно использует
по назначению некоторые бытовые предметы, игрушки, предметы-заместители и
словесные обозначения объектов в быту, игре, общении. Формируются качественно
новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. В практической
деятельности ребенок учитывает свойства предметов и их назначение: знает название 34 цветов и 2-3 форм; может выбрать из 3-х предметов разных по величине «самый
большой». Рассматривая новые предметы (растения, камни и т.п.) ребенок не
ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному,
слуховому и обонятельному восприятию. Важную роль начинают играть образы
памяти. Память и внимание ребенка носит непроизвольный, пассивный характер. По
просьбе взрослого ребенок может запомнить не менее 2-3 слов и 5-6 названий
предметов. К 4-м годам способен запомнить значительные отрывки из любимых
произведений.. Рассматривая объекты, ребенок выделяет один, наиболее яркий признак
предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют
результаты действия, а сам процесс достижения еще не умеет прослеживать.
Конструктивная деятельность в 3-4 года ограничивается возведением несложных
построек по образцу (из 2-3 частей) и по замыслу. Ребенок может заниматься, не
отрываясь, увлекательным для него деятельностью в течение 5 минут.
Художественно-эстетическое развитие
Ребенок
с
удовольствием
знакомится
с элементарными
средствами
выразительности
(цвет, звук, форма, движения, жесты), проявляется интерес к

произведениям народного и классического искусства, к литературе (стихи, песенки,
потешки), к исполнению и слушанию музыкальных произведений.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В 34 года они только начинают формироваться. Графические образы бедны, предметны,
схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других
рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения.
Дети уже могут использовать цвет. Большое значение для развития моторики в этом
возрасте имеет лепка. Ребенок может вылепить под руководством взрослого простые
предметы. В 3-4 года из-за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не
работают с ножницами, апплицируют из готовых геометрических фигур. Ребенок
способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного
схематичного изображения из 2-4 основных частей.
В музыкально-ритмической деятельности ребенок 3-4 лет испытывает желание
слушать музыку и производить естественные движения под звучащую музыку. К 4
годам овладевает элементарными певческими навыками несложных музыкальных
произведений. Ребенок хорошо перевоплощается в образ зайчика, медведя, лисы,
петушка и т.п. в движениях, особенно под плясовую мелодию. Приобретает
элементарные навыки подыгрывания на детских ударных музыкальных инструментах
(барабан, металлофон). Закладываются основы для развития музыкально-ритмических
и художественных способностей.
2. Планируемые результаты усвоения программы
Результатами освоения программы являются целевые ориентиры дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка.
К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
 ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
 ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,
сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои
чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
 ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами
игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным
правилам и социальным нормам;
 ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в
словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
 у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

 ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со
взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и
личной гигиены;
 ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно
придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен
наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию
собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(960) 417-94-38; +7(989) 861-95-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».