Аннотация к рабочей программе средней группы

Аннотация к рабочей программе по освоению детьми
основной образовательной программы дошкольного
образования для детей 4-5 лет.
Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем
дошкольного учреждения.
Настоящая рабочая программа составлена на основе основной образовательной
программы МКДОУ «Детский сад №15 г. Буйнакска», примерной основной
общеобразовательной программы «От рождениядошколы» Авторы: Н.Е.Веракса,
Т.С.Комарова, М.А.Васильева. Структура и содержание рабочей программы разработана с
учетом ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения
и педагогов:
 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 01.09.2013г.)
 СанПиН 2.4.1.3049-13 (вступил в силу 30.07.2013г.)
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования (вступил в силу с 01.01.2014г.).
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности поосновным
общеобразовательным программам – образовательная программа дошкольного
образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г.№1014)
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной
деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает разностороннее развитие
детей в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по
основным
направлениям
развития:
физическому,
социально-личностному,
познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Ведущие цели Рабочей программы — создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой
культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в
современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности
жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению
здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненнаяпозиция;
• творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
• уважение к традиционнымценностям;
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной,
музыкально- художественной, чтения.
Для достижения целей первостепенное значение имеют:
• заботаоздоровье,эмоциональномблагополучииисвоевременномвсестороннемразвитии
каждогоребенка;
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными,
инициативными, стремящимися к самостоятельности итворчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция
в целях повышения эффективности воспитательно-образовательногопроцесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательногопроцесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждогоребенка;
• уважительное отношение к результатам детскоготворчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного
учреждения исемьи;
Специфика
организации
деятельности
группы
общеобразовательной
направленности для детей 4 -5 лет определяются особенностями развития детей данной
категории и основными принципами построения психолого-педагогической работы.
Рабочая программа:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание
программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать
поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума»материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитиидошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями
образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только
в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольногообразования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их
деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от особенностей
региона;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными
дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что
родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере
возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причём степень их участия
прямо
пропорциональна
степени
их
информированности
и
заинтересованности.
Разрабатывая пути обновления педагогического процесса,
учитывались тенденции социальных преобразований в городе, запросы родителей,
интересы детей, профессиональные возможностипедагогов.
Переход на новую стадию инновационной деятельности связан с рядом
преобразований:
 появление новых условий (запрос социума, изменение политики государства,
обновление требований к качествуобразования);
 появление новых нормативно-правовых документов, регламентирующих
деятельность в дошкольном учреждении(см.выше);






расширение внешних социальных связей (Центр развития образования, Центр
дополнительного образования детей, художественная и музыкальная школа,
детские библиотеки города);
появление возможностей для андрагогического образования, т.е. переобучения
(обучение педагогов новымтехнологиям);
привлечение родителей к активным партнёрским отношениям с ДОУ;
использование теоретической базы для проектированиянововведений.

«Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики».
 Содержание рабочей программы учитывает возрастные и индивидуальные
особенности контингента детей, воспитывающихся в средней МКДОУ «Детский
сад №15 г. Буйнакска». Средняя группа общеразвивающей направленности,
однородна по возрастному составу (дети 4-5лет).
 По наполняемости группа соответствуют требованиям СанПин.
 Климатические особенности учитываются при составлении режима дня с
выделением двух периодов: холодного (сентябрь-май) и летнего (июнь-август).
 Национально-культурные особенности: обучение и воспитание в ДОУ
осуществляется на русском языке (в соответствии с Уставом ДОУ) и
учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности.
Педагоги ДОУ с уважением относятся к детям, разговаривающим на родном для
них языке, внимательно прислушиваются к пожеланиям родителей из семей другой
этнической принадлежности.
 Региональные особенности: Дагестан издавна славится своими умельцами,
историей, культурой. Все это направляет деятельность ДОУ на развитие
творческих способностей у детей, знакомство с историей, культурой, географией,
традициями, достопримечательностями, народными промыслами, выдающимися
земляками, природой родного края. Ведущие отрасли экономики обуславливают
тематику ознакомления детей с трудом взрослых.
Возрастные особенности детей средней группы
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые
взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от
принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают
выполняться не ради них самих, ради смысла игры. Происходит разделение игровых и
реальных взаимодействий детей.
Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится
предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется
наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется
техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные
геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.
Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются
навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование
последовательности действий.
Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и
крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте
лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через
небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым.
Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет.
Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать
сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному
признаку

— величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина.
Совершенствуется ориентация в пространстве.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает
складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание,
помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать
простые схематизированные изображения для решения несложных задач.
На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет
в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого
наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа.
ДлядетейэтоговозрастаособеннохарактерныизвестныефеноменыЖ.Пиаже:сохранение
количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из
бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше—черных
или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше
— белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как
оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую
сказку на заданную тему.
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная
деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении
каких-либо действий несложное условие.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция.становится
предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно
выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи,
рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются
словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг
с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится
внеситуативной.
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы
конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится
познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения,
может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес.
У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается
чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на
замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая
выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по
играм.
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением
ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности;
конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия,
развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной
позиции;
развитием
памяти,
внимания,
речи,
познавательной
мотивации,
совершенствования восприятия.
Индивидуальные особенности развития детей средней группы:
70% детей группы, имеют уровень развития, который затрудняет освоение ООП ДОУ №15
в разделе «Формирование элементарных математических представлений» в полном
объёме. Для решения данной проблемы, для средней группы детей адаптированы
технологии и методики математического развития: В.П. Новикова «Математика в детском
саду. Конспекты занятий с детьми 4-5лет».
1.2. Планируемые результаты освоения Программы.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня

дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам
и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры
в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре;
ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную
ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у
ребенка складываются предпосылки грамотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,математики,
истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных видах деятельности.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной
программы) проводится педагогами. Он основывается на анализе достижения детьми
промежуточных результатов.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить
степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения
мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в
различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской
деятельности. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальные таблицы
развития ребенка в рамках образовательной программы.

Анализ таблиц позволяет оценить эффективность образовательной программы и
организацию образовательного процесса в группе детскогосада.
Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе
наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга
заполняется таблица (Карта индивидуального развитиягруппы).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(960) 417-94-38; +7(989) 861-95-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».