Аннотация к рабочей программе старшей группы

Аннотация к рабочей программе по освоению детьми
основной образовательной программы дошкольного
образования для детей 5-6 лет.
Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем
МКДОУ «Детский сад №15 г. Буйнакска».
Настоящая рабочая программа составлена на основе основной образовательной
программы МКДОУ «Детский сад №15 г. Буйнакска», примерной основной
общеобразовательной программы «От рождения до школы» Авторы: Н.Е.Веракса,
Т.С.Комарова, М.А.Васильева. Структура и содержание рабочей программы разработана с
учетом ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года.
Нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения
и педагогов:
 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с 01.09.2013г.)
 СанПиН 2.4.1.3049-13 (вступил в силу 30.07.2013г.)
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования (вступил в силу с 01.01.2014г.).
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программа дошкольного
образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г.№1014)
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной
деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает разностороннее развитие
детей в возрасте от 5-6 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по
основным
направлениям
развития:
физическому,
социально-личностному,
познавательному, речевому и художественно-эстетическому.
Ведущие цели Рабочей программы — создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой
культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в
современномобществе,кобучениювшколе,обеспечениебезопасностижизнедеятельности
дошкольника.
Особое внимание уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению
здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
• патриотизм;
• активная жизненнаяпозиция;
• творческий подход в решении различных жизненныхситуаций;
• уважение к традиционнымценностям;
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной,
музыкально- художественной, чтения.
Для достижения целей первостепенное значение имеют:
• заботаоздоровье,эмоциональномблагополучииисвоевременномвсестороннемразвитии
каждогоребенка;
• создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем
воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными,
инициативными, стремящимися к самостоятельности итворчеству;
• максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция
в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;
• творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

• вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать
творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждогоребенка;
• уважительное отношение к результатам детскоготворчества;
• единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного
учреждения исемьи;
Специфика
организации
деятельности
группы
общеобразовательной
направленности для детей 5-6 лет определяются особенностями развития детей данной
категории и основными принципами построения психолого-педагогической работы.
Рабочая программа:
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие
ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание
программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной
педагогики);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать
поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума»материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач
процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых
формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитиидошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями
образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного
процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной
деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только
в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольногообразования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их
деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от особенностей
Уральскогорегиона;
• строитсясучетомсоблюденияпреемственностимеждувсемивозрастнымидошкольными
группами и между детским садом и начальнойшколой.
Мониторинг запросов родителей в сфере образования и воспитания показал, что
родители недостаточно информированы о формах взаимодействия ДОУ и семьи и по мере
возможности принимают участие в совместных мероприятиях. Причём степень их участия
прямо
пропорциональна
степени
их
информированности
и
заинтересованности.
Разрабатывая пути обновления педагогического процесса,
учитывались тенденции социальных преобразований в городе, запросы родителей,
интересы детей, профессиональные возможностипедагогов.
Переход на новую стадию инновационной деятельности связан с рядом
преобразований:
 появление новых условий (запрос социума, изменение политики государства,
обновление требований к качествуобразования);
 появление новых нормативно-правовых документов, регламентирующих
деятельность в дошкольном учреждении (см.выше);






расширение внешних социальных связей (Центр, развития образования, Центр
дополнительногообразованиядетей,художественнаяимузыкальнаяшкола,детские
библиотеки города);
появление возможностей для андрагогического образования, т.е. переобучения
(обучение педагогов новым технологиям);
привлечение родителей к активным партнёрским отношениям сДОУ;
использование теоретической базы для проектирования нововведений.

«Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики».
 Содержание рабочей программы учитывает
возрастные и индивидуальные
особенности контингента детей, воспитывающихся в средней группе МКДОУ
«Детский сад №15 г. Буйнакска».
 Старшая группа общеразвивающейнаправленности, однородна по возрастному
составу (дети 5-6лет).
 По наполняемости группа соответствуют требованиям СанПин.
 Климатические особенности учитываются при составлении режима дня с
выделением двух периодов: холодного (сентябрь-май) и летнего(июнь-август).
 Национально-культурные особенности: обучение и воспитание в ДОУ
осуществляется на русском языке (в соответствии с Уставом ДОУ) и
учитываются реальные потребности детей различной этнической принадлежности.
Педагоги ДОУ с уважением относятся к детям, разговаривающим на родном для
них языке, внимательно прислушиваются к пожеланиям родителей из семей другой
этнической принадлежности.
 Региональные особенности: Дагестан издавна славится своими умельцами,
историей, культурой. Все это направляет деятельность ДОУ на развитие
творческих способностей у детей, знакомство с историей, культурой, географией,
традициями, достопримечательностями, народными промыслами, выдающимися
земляками, природой родного края. Ведущие отрасли экономики обуславливают
тематику ознакомления детей с трудом взрослых.
1.1.

Возрастные особенности детей старшейгруппы

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое
поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью,
соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая
реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать
социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах
деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем
другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с
субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в
котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». (В игре «Больница» таким
центром оказывается кабинет врача, в игре «Парикмахерская» — зал стрижки, а зал
ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в
играх становятсяразнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного
рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут
быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и
воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки
представляют собой схематичные изображения различных объектов, но могут отличаться
оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные
отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются
многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными

изменениями. Изображение человека становится более детализированным и
пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и
эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется
умениеманализироватьусловия,вкоторыхпротекаетэтадеятельность.Детииспользуюти
называют различные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки
в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом
обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой
постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по
замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.
Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть
сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:
1) от природного материала к художественному образу (ребенок «достраивает»
природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);
2) от художественного образа к природному материалу (ребенок подбирает необходимый
материал, для того чтобы воплотить образ).
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения
предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные
цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников,
овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по
возрастанию или убыванию—до10 различных предметов. Однако дети могут испытывать
трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с
несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о
том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные
сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и
при этом противоположных признаков.
В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети
способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования
объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т. д.
Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут
применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить
схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядного
моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе
признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие
стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности
изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении
объектов в результате различных воздействий, представления о развитии и т. д. Кроме
того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словеснологического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления
о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться,
однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов.
Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два
признака: цвет и форму (материал) и т.д.
Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного
возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если
анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие
воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и
последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться
лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.
Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает
совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона.

Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки.
Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении
стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.
Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части
речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно
используются синонимы и антонимы. Развивается связная речь. Дети могут
пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой
деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием
изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в
конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных
способов изображения предметов одинаковой формы. Восприятие в этом возрасте
характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается
освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные
представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать,
причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы.
Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров
дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен
выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам
и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры
в себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам;
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и
желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний,
построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах,у
ребенка складываются предпосылкиграмотности;
у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам
поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослымии
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личнойгигиены;
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам,
интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать
объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать,
экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном
мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает
элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои
знания и умения в различных видах деятельности.
Планируемые результаты освоения ООП «От рождения до школы» в старшей
группе.
Владеет в соответствие с возрастом основными движениями. Проявляет интерес к
участию подвижных играх, физических упражнениях, в играх с элементами соревнования,
эстафетах. Пользуется физкультурным оборудованием. Самостоятельно выполняет
гигиенические процедуры, соблюдает правила поведения во время еды. Имеет
элементарноепредставлениеоценностиздоровья,оздоровомобразежизни,гигиенических
правилах. Использует различные источники информации, проявляет любознательность,
интерес к исследованию, экспериментированию, проектной деятельности, к различным
видам детскойдеятельности.
Эмоционально переживает за близких взрослых, детей, персонажей сказок,
мультфильмов, спектаклей. Проявляет эмоциональное отношение к литературным
произведениям, персонажам. Проявляет чуткость художественному слову, эстетические
чувства, интерес к искусству.
Распределяет роли в игре, игровое взаимодействие сопровождается речью, строит
своеповедение,всоответствиироли.Сочиняеторигинальныеипоследовательныеистории.
Рассказывает сверстникам и взрослым. Использует все части речи, занимается
словотворчество, использует синонимы и антонимы. Делится с педагогами и детьми
разнообразными впечатлениями, ссылается на источники полученной информации,
проявляет умение поддержать беседу, высказывает свою точкузрения.
Проявляет умение работать коллективно, договариваться со сверстниками, решать
спорные вопросы. Осознает необходимость заботы о младших. С помощью взрослого
может оценить поступки свои и сверстников. Соблюдает общее принятые нормы
поведения, умеет пользоваться вежливыми словами.
Владеет навыками самообслуживания, ориентируется в окружающем пространстве,
понимает смысл пространственных отношений. Умеет устанавливать последовательность
различных событий. Способен конструировать по замыслу, использовать простые
схематические изображения, строить по схеме. Способен рассуждать и давать адекватные
объяснения, самостоятельно придумывать небольшую сказку на заданную тему,
самостоятельно находить интересное для себя занятие.
Знает и называет фамилию, имя, отчество родителей, место их работы. Осознает
как важен для общества их труд. Имеет постоянные обязанности по дому, знает семейные
праздники. Может рассказать о своем городе, назвать улицу на которой живет. Знает что
Россия огромная многонациональная страна; ЧТО Москва столица нашей Родины. Имеет
представление о геральдике (флаг, герб, гимн). Имеет представление российскойармии
Имеет навыки организованного поведения в детском саду и дома, на улице.
Способен принимать задачу на запоминание. Умеет связно и выразительно рассказывать
сказки, рассказы, стихи. Способен сосредотачиваться в течение 15 – 20 минут, удерживать
в памяти не сложные условия. Проявляет ответственность за выполнение трудовых
поручений, стремление радовать взрослых хорошими поступками.

С формированы умения и навыки для осуществления различных видов детской
деятельности.Имеетнавыкиопрятности,умеетбыстро,аккуратноодеватьсяираздеваться.
Соблюдать порядок в своем шкафу. Сформированы элементарные навыки личной
гигиены. Владеет навыками поведения во время еды. Пользуется вилкой, ножом. Имеет
начальные представления здорового образа жизни. Знает о значении для здоровья
ежедневной утренней гимнастики. Закаливания организма, соблюдения режимадня.
Умеет ходить, бегать, сохраняя осанку, направление и темп. Лазать по
гимнастической стенке. Прыгать на мягкое покрытие, обозначенное место. С места. В
высоту через скакалку. Умеет метать. Бросать мяч. Отбивать его. Умеет выполнять
упражнения на равновесие. Перестраиваться в колонну, шеренгу. Умеет ходить на лыжах,
кататься на самокате, плавать, участвовать в спортивных играх.
Выполняет обязанности дежурного по столовой. Сервирует стол. Поддерживает
порядок в группе. Выполняет поручения по уходу за растениями в группе.
Различает и называет специальные виды транспорта. Объясняет их назначения.
Понимает значения сигналов светофора. Называет дорожные знаки, различает проезжую
часть и тротуар. Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
Считает в пределах 10, правильно пользуется количественными и качественными
числительными, уравнивает неравные группы предметов, сравнивает предметы на глаз,
размещает предметы различной величины в порядке возрастания. Убывания. Знает
некоторыеособенностигеометрическихфигур.Называетвремясуток.Днинедели,времена
года и их особенности.
Различает и называет виды транспорта, предметы облегчающие труд человека в
быту. Классифицирует предметы. Определяет материалы из чего они сделаны.
Может участвовать в беседе. Составлять рассказ по картинкам. Определять место
звуков в слове, подбирать к существительным несколько прилагательных. Знает 2 -3
программных стихотворения. Считалки, загадки. Называет жанр произведения. Любимого
детского писателя. Любимые сказки, драматизирует их.
Различает произведения изобразительного искусства (живопись, графика,
скульптура). Выделяет выразительное средство (форма, цвет, колорит, композиция), знает
особенности изобразительных материалов. Создает изображение предметов. Сюжетные
изображения. Использует различные цвета и оттенки для создания образов, выполняет
узоры по мотивам декоративно – прикладного искусства. Лепит предметы различной
формы используя усвоенные приемы и способы. Создает сюжетные композиции,
передавая пропорции позы движения фигур, лепит народные игрушки. Изображает
предметы и несложные композиции. Используя различные приемы вырезания,
обрываниябумаги.
Различает жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня), звучание
музыкальных инструментов, высокие и низкие звуки. Может ритмично двигаться
соответствие с характером музыки, умеет выполнять танцевальные движения. Может петь
без напряжения. Отчетливо произносит слова, вовремя начинать и заканчивать песню в
сопровождение музыкального инструмента Самостоятельно инсценировать содержание
песен. Играть мелодии на металлофоне.
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной
программы) проводится педагогами. Он основывается на анализе достижения детьми
промежуточных результатов.
С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить
степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Форма проведения
мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в
различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской
деятельности. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальные таблицы
развития ребенка в рамках образовательной программы.

Анализ таблиц позволяет оценить эффективность образовательной программы и
организацию образовательного процесса в группе детскогосада.
Мониторинг освоения образовательной программы проводится педагогом на основе
наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности. В ходе мониторинга
заполняется таблица (Карта индивидуального развития группы).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(960) 417-94-38; +7(989) 861-95-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».