Аннотация к рабочей программе по развитию музыкальной деятельности детей дошкольного возраста в МКДОУ «Детский сад №15 г. Буйнакска». Рабочая программа по развитию музыкальной деятельности детей дошкольного возраста представляет внутренний нормативный документ и является основанием для оценки качества музыкального образовательного процесса в детском саду. В своей педагогической концепции составитель (музыкальный руководитель)исходит из принципов гуманистической психологии, которая признает огромную ценность человеческой личности, её уникальность, неповторимость, право на стремление к реализации. Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства. Цель: создание условий для развития предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, восприятия музыки, реализация самостоятельной творческой деятельности. Задачи: - формирование основ музыкальной культурыдошкольников; - формирование ценностных ориентаций средствами музыкальногоискусства; - обеспечение эмоционально-психологического благополучия, охраны и укрепления здоровья детей. Программа разработана в соответствии с: ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу с01.09.2013г.) СанПиН 2.4.1.3049-13 (вступил в силу30.07.2013г.) Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (вступил в силу с01.01.2014г.). Порядок организации и осуществления образовательной деятельности поосновным общеобразовательным программам – образовательная программа дошкольного образования(ПриказМинистерстваобразованияинаукиРФот30.08.2013г.№1014) Рабочаяпрограммапо музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является компилятивной и составленной наоснове: - Примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» Авторы: Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова. М. А.Васильева. - «Музыкальные шедевры» О. П. Радынова М.,2000. - «Ладушки» И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева,2008. - «Обучениедошкольниковигренадетскихмузыкальныхинструментах»Н.Г.Кононова, «Просвещение», М., 1990. Структура и содержание рабочей программы разработана с учетом ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года. Программа разработана с учетом дидактических принципов - их развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников и включает в себя следующие разделы: - восприятие; - пение; - музыкально-ритмическиедвижения; - игра на детских музыкальныхинструментах. В основу рабочей программы положен полихудожественный подход, основанный на интеграции разных видов музыкальной деятельности: - исполнительство; - ритмика; - музыкально-театрализованнаядеятельность; -арттерапевтическиеметодики,чтоспособствуетсохранениюцелостностивосприятия, позволяет оптимизировать и активизировать музыкальное восприятие на основе духовно – нравственных и социокультурныхценностей. Рабочая программа состоит из 5 разделов, рассчитана на 4 года обучения: 2 год – младшая группа с 3 до 4 лет; 3 год – средняя группа с 4 до 5 лет; 4 год – старшая группа с 5 до 6 лет; 5 год – подготовительная к школе группа с 6 до 7 лет. Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар - является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий; различать мелодии, петь. Для детей этого возраста характернанесознательностьмотивов,импульсивностьизависимостьчувствижеланийот ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состояниемсверстников. Характеристики особенностей развития детей в области музыкальной деятельности. Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет) В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэтолонов переходят к культурно-выработанным средствам восприятия. Развиваются память и внимание: узнают знакомые песни, различают звуки на высоте. Продолжает развиваться наглядно-действенноемышление. Средняя группа (от 4 до 5 лет) Основные достижения возраста связаны с совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, развитием памяти, внимания, речи. Продолжает развиваться у детей интерес к музыке, желание её слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащаются музыкальные впечатления, способствующие дальнейшему развитию основ музыкальной культуры. Старшая группа (от 5 до 6 лет) В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формируется музыкальная культура на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжают развиваться музыкальные способности: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух, эмоциональная отзывчивость и творческая активность. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет) В этом возрасте продолжается приобщение детей к музыкальной культуре. Воспитывается художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствуется звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух. Продолжают обогащаться музыкальные впечатления детей, вызывается яркий эмоциональный отклик при восприятиимузыки разного характера. Продолжает формироваться певческий голос, развиваются навыки движения под музыку. Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой. Реализация рабочей программы осуществляется через - различные виды занятий (комплексные, доминантные, тематические,авторские); - Самостоятельная досуговаядеятельность. Специально подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Учет качества усвоения программного материала осуществляется внешним контролем со стороны педагогамузыканта и нормативным способом. В целях проведения коррекционной работы проводится пошаговый контроль, обладающий обучающим эффектом. 1.2.Планируемые результаты освоения Программы Результатом реализации рабочей программы развитию музыкальной деятельности следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку, умение передавать выразительные музыкальные образы, воспринимать и передавать в пении, движении основные средства выразительности музыкальных произведений,сформированностьдвигательныхнавыковикачеств(координация,ловкость и точность движений, пластичность), умение передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности. Эти навыки способствуют развитию предпосылок: - ценностно–смысловоговосприятияипониманияпроизведениймузыкальногоискусства; - становления эстетического отношения к окружающемумиру; - формированию элементарных представлений о видах музыкальногоискусства; - сопереживания персонажам художественныхпроизведений; - реализации самостоятельной творческойдеятельности. Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области « Художественно – эстетическое развитие», направлении « Музыка» (Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.) Младшая группа Средняя группа Старшая группа - слушать музыкальные произведения до конца, узнавать знакомые песни; - различать звуки по высоте(октава); - замечать динамические изменения (громкотихо); - петь не отставая друг от друга; - слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; - узнавать песни, мелодии; - различать звуки по высоте(секстасептима); - петь протяжно, четко поизноситьслова; - различать жанры в музыке (песня, танец, марш); - звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); - узнавать произведения пофрагменту; - петь без напряжения, легкимзвуком, отчетливо произносить Подготовительная к школе группа - узнавать гимнРФ; - определять музыкальный жанр произведения; - различать части произведения; - определять настроение, характер музыкального произведения; - выполнять танцевальные движения в парах; - двигаться под музыку спредметом. Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок эмоционально вовлечен в музыкально – образовательный процесс, проявляет любознательность. - выполнять движения в соответствии с характероммузыки» - инсценировать (вместе с педагогом) песни,хороводы; - игратьна металлофоне Целевые ориентиры по ФГОС ДО: ребенок проявляет любознательность, владеет основными понятиями, контролирует свои движения, обладает основными музыкальными представлениями. слова, петь с аккомпанементом; - ритмично двигаться в соответствиис характером музыки; - самостоятельно менять движенияв соответствии с 3-х частной формойпроизведения; - самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать не подражая друг другу; - играть мелодиина металлофоне по одному и в группе. Целевые ориентиры по ФГОС ДО Ребенок знаком с музыкальными произведениями, обладает элементарными музыкально – художественными представлениями. слышать в музыке изобразительные моменты; - воспроизводить и чисто петь несложные песни вудобном диапазоне; - сохранять правильное положение корпуса при пении (певческая посадка); - выразительно двигаться в соответствии с характером музыки, образа; - передавать несложный ритмическийрисунок; - выполнять танцевальные движения качественно; - инсценировать игровыепесни; - исполнять сольно и в оркестре простые песни имелодии. Целевые ориентиры по ФГОС ДО ребенок опирается на свои знания и умения в различных видах музыкально – художественной деятельности.