1.3. Нормативно-правовой базой разработки настоящего Положения являются следующие документы 3: * Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24.07.1998г. № 124-ФЗ; * Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ; * Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений СанПиН 2.4.1.3049-13; * Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»; * Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; * Устав ДОУ; * Образовательная программа дошкольного МКДОУ ДС №15ГБ 1.4. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО)4. 1.5. Образовательная деятельность в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с утвержденной Образовательной программой дошкольного образования МКДОУ « Детский сад № 15 города Буйнакска» (далее - ОП ДО МКДОУ ДС №15 ГБ ), разработанной образовательным учреждением в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и Уставом образовательного учреждения. 1.6. Образовательная деятельность предусматривается в режиме дня 5 (установленного распорядка сна и бодрствования, приемов пищи, прогулок, гигиенических и оздоровительных процедур, форм непрерывной образовательной деятельности). НОД проводится в соответствии с расписанием занятий для каждой возрастной группы, утвержденными руководителем образовательного учреждения. 1.7. Расписание НОД составляется на текущий учебный год с учетом реализации обязательной части ОП ДО и части, формируемой участниками образовательных отношений, в соответствии с Учебным планом 6, приоритетными направлениями образовательной деятельности и спецификой осуществления образовательного процесса в образовательном учреждении. В расписании НОД должны быть отражены: основные виды деятельности детей в конкретные периоды НОД в течение дня, недели и их чередование; - образовательные области7, обозначенные в ФГОС ДО, задачи которых решаются в каждый из конкретных периодов НОД; - формы работы, в которых осуществляется НОД. 1.8. При планировании и составлении расписания НОД образовательное учреждение __________________________________ 3 Нормативно-правовая база используется в том числе и при планировании и составлении расписания НОД. 4 Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» 5 п. 11.4 - 11.8 СанПиН 2.4.1.3049-13 6 Учебный план - документ, разрабатываемый образовательным учреждением, определяющий состав образовательных областей, изучаемых в образовательном учреждении, их распределение в течение учебного года по количеству времени, отведенного на каждую образовательную область. 7 Образовательная область - структурно-смысловая единица содержания дошкольного образования, определяющая адекватные дошкольному возрасту сферы образовательной деятельности детей. Выделяют следующие образовательные области: познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие. руководствуется требованиями к организации режима дня и максимально допустимыми объемами образовательной нагрузки, установленными СанПиН 2.4.1.3049-13. Режим дня и расписание НОД должны быть построены с учетом возрастных особенностей детей и способствовать их гармоничному развитию. 1.9. Расписание НОД составляется старшим воспитателем совместно с педагогическими работниками (воспитателями и специалистами) на начало учебного года с учетом фактического количества возрастных групп, рассматривается и принимается на педагогическом совете и является документом, обязательным для выполнения каждым участником педагогического процесса. При необходимости в расписание НОД могут быть внесены изменения (в том числе в случаях карантина, приостановления образовательного процесса в связи с ремонтными работами и т.п.)8, которые также принимаются педагогическим советом, решение о внесении изменений фиксируется в протоколе, а измененное расписание НОД оформляется приложением к Учебному плану с приложением выписки из протокола педагогического совета. Расписание НОД (внесение изменений в расписание НОД) утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. 1.10. Настоящее Положение принимается педагогическим советом образовательного учреждения, с учетом мнения Совета родителей, вступает в силу с момента издания приказа об утверждении Положения и действует до внесения изменений и (или) принятия новой редакции Положения. 1.11. Положение размещается в общедоступном месте на информационном стенде образовательного учреждения и на официальном сайте образовательного учреждения в сети Интернет. 1. Цели и задачи 2.1. Настоящее Положение разработано с целью обеспечения охраны здоровья воспитанников в ходе образовательного процесса. Режим занятий и учебная нагрузка воспитанников должны обеспечивать соблюдение установленных санитарно-гигиенических и педагогических требований, обеспечивать конституционные права воспитанников на образование и здоровьесбережение. 2. Режим функционирования образовательного учреждения 3.1. Режим работы образовательного учреждения (возрастных групп) и длительность пребывания в образовательном учреждении воспитанников определяется Уставом. По согласованию с учредителем и (или) администрацией города функционирование отдельных возрастных групп образовательного учреждения может быть изменено (дополнено) в соответствии с Уставом. _______________________ 8 В дни карантинов и периоды повышенной заболеваемости: в режиме дня увеличивается общая продолжительность пребывания детей на свежем воздухе, уменьшается объем НОД с повышенными физическими и интеллектуальными нагрузками. 3.2. Режим работы образовательного учреждения: понедельник - пятница с 07.00 до 19.00 часов (в режиме полного дня, 12 часов). Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации. 4. Порядок организации образовательной деятельности (режим занятий и учебной нагрузки) 4.1. Продолжительность учебного года: с 01 сентября по 31 мая. Если первый учебный день приходится на выходной день, то в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день. 4.2. Учебная нагрузка (продолжительность НОД: количество учебных недель, дней и виды НОД в рамках реализации содержания образовательных областей регламентируются Учебным планом образовательного учреждения на текущий учебный год с учетом уровня реализуемых в группе образовательных программ, а также с учетом праздничных дней, установленных законодательством Российской Федерации (каникулярные периоды в соответствии с днями государственных праздников)9. Распределение учебной нагрузки в течение недели регламентируется расписанием НОД на текущий учебный год. В расписании указывается время начала и окончания НОД в течение дня. 4.3. Продолжительность учебного года составляет 36-37 недель. 4.4. Продолжительность летнего оздоровительного периода: с 01 июня по 31 августа 10. 4.5. Продолжительность учебной недели: 5 дней. 4.6. Продолжительность учебного дня: с 07.00 до 19.00 час. 4.7. Единицей измерения учебного времени и формой организации НОД является занятие. 4.8. Расписание НОД должно учитывать допустимые нагрузки, установленные санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 (продолжительность периодов НОД; количество периодов НОД в течение дня; распределение периодов НОД в течение дня (в первую и вторую половину дня); перерывы между периодами НОД): - для детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет) длительность НОД составляет не более 15 минут, 2 занятия в день в первой половине дня. Общее количество часов НОД в неделю 10 занятий; - для детей средней группы (от 4 до 5 лет) длительность НОД составляет не более 20 минут, 2 занятия в день в первой половине дня. Общее количество часов НОД в неделю 10 занятий; - для детей старшей группы (от 5 до 6 лет) длительность НОД составляет не более 25 минут, 2 занятия в день в первой половине дня. __________________________________________ 9 В середине года (январь-февраль) для воспитанников дошкольных групп организовываются недельные каникулы, во время которые проводят .формы работы эсгетически-оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства и т.п.). 10 Во время летнего оздоровительного периода - увеличивается продолжительность прогулок (с учетом погодных условий и возраста детей). и Допускается осуществлять НОД в первую и во вторую половину дня (по 8-10 минут), а также на игровой площадке во время прогулки. п.11.12. СанПиН 2.4.1.3049-13 НОД может осуществляться во второй половине дня после дневного сна занятие 12. Общее количество часов НОД в неделю - 13-15 занятий; - для детей подготовительной группы (от 6 до 7 лет) длительность НОД составляет не более 30 минут, 3 занятия в день в первой половине дня. НОД может осуществляться во второй половине дня после дневного сна - 1 занятие. 13 Общее количество часов НОД в неделю - 15-20 занятий. 4.9. В середине времени, отведенного на НОД, в целях реализации здоровьесберегающего подхода при организации образовательного процесса в середине НОД статического характера - проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами НОД – не менее 10 минут. 4.10. НОД, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первой половине дня и в дни наиболее высокой работоспособности детей (вторник, среда). Для профилактики утомления детей НОД, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения, сочетается с НОД по физической культуре, музыкальному воспитанию, художественно - эстетическому развитию. НОД с детьми проводится воспитателями в групповых комнатах. Музыкальные и физкультурные занятия проводятся специалистами в музыкальном и спортивном залах. Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованный формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений. 4.11. Занятия по физическому развитию ОП ДО МКДОУ ДС №15 ГБ организуются: - с детьми младшей группы (от 3 до 4 лет) - 15 мин., не менее 3 раз в неделю. - с детьми средней группы (от 4 до 5 лет) - 20 мин., не менее 3 раз в неделю. - с детьми старшей группы (от 5 до 6 лет) - 25 мин., не менее 3 раз в неделю, из них: в помещении - 2 занятия, на открытом воздухе -1 занятие. - с детьми подготовительной группы (от 6 до 7 лет) - 30 мин., не менее 3 раз в неделю, из них: в помещении - 2 занятия, на открытом воздухе -1 занятие. 4.12. Занятия по физическому развитию с детьми 5-7 лет на открытом воздухе проводятся только при отсутствии у детей медицинских противопоказаний и наличии у детей спортивной одежды, соответствующей погодным условиям. 4.13. Работа по физическому развитию проводится с учетом здоровья детей при постоянном контроле со стороны медицинских работников. 4.14. В конце учебного года (последние 2 недели мая: 3 и 4 недели) проводится мониторинг качества освоения образовательной программы: второй младшей группы (от 3 до 4 лет), средней группы (от 4 до 5 лет), старшей группы (от 5 до 6 лет) - промежуточные результаты освоения программы; для детей подготовительной группы (от 6 до 7 лет) - планируемые итоговые результаты освоения программы. ___________________ 12, 13 п. 11.12. СанПиН 2.4.1.3049-13 4.15. В летний оздоровительный период НОД осуществляется в образовательных областях: физическое и художественно-эстетическое развитие (занятия эстетического и оздоровительного циклов: музыкальные, физкультурные, рисование и т.п., спортивные и подвижные игры, праздники, экскурсии, развлечения и др.). При благоприятных метеорологических условиях НОД рекомендуется проводить на открытом воздухе на игровых площадках во время прогулки. 4.16. Формы работы физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать в расписании НОД не менее 50% общего времени реализуемой ОП ДО МКДОУ ДС №15 ГБ 4.18. С детьми от 3-х до 7-ми лет может проводиться дополнительная образовательная деятельность 14(далее - ДОД). ДОД организуется в форме реализации дополнительных общеразвивающих программ, не является обязательной и посещается детьми на основании договоров с родителями (законными представителями) по организации дополнительных платных образовательных услуг. Расписание ДОД должно учитывать допустимые нагрузки: - 2-ая младшая группа (от 3 до 4 лет), длительность занятия -15 минут; - средняя группа (от 4 до 5 лет), длительность занятия - 20 минут; - старшая группа (от 5 до 6 лет), длительность занятия - 25 минут; - подготовительная группа (от 6 до 7 лет), длительность занятия - 30 минут. 4.19. При организации ДОД необходимо учитывать требования к режиму дня и организации воспитательно-образовательного процесса, предъявляемые СанПиН 2.4.1.3049-13 , включая: - требования к продолжительности непрерывной образовательной деятельности 15; - требования к продолжительности ежедневных прогулок 16; - требования к организации приема пищи и дневного сна 17; - требования к времени, отводимому на самостоятельную деятельность детей (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена)18. 4.20. Режим НОД по дополнительной образовательной деятельности устанавливается дополнительным расписанием. 5.1. Расписание НОД является документом, регламентирующим особенности организации образовательного процесса, является приложением к Учебному плану, который принимается педагогическим советом, утверждается приказом руководителя образовательного учреждения, и обязателен для выполнения каждым участником педагогического процесса. 5.2. Расписание НОД, после утверждения размещается в общедоступном месте на информационном на стенде в каждой возрастной группе и на официальном сайте образовательного учреждения в сети Интернет. 5.1. Посещение воспитанниками НОД и ДОД фиксируется педагогическими работниками (воспитателями групп) в журналах посещаемости. ________________________ 14 Ограничение детей в получении дополнительного образования неконституционно. Согласно письму Минобрнауки России от-28уфевраля 2014 г. К» 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования», реализация основной образовательной программы не подразумевает ограничений на оказание дополнительных платных образовательных услуг воспитанникам. п. 11.9, П.ЮСанПиН2.4.1.3049-13 14 ,15,16,17,18 - 5 СанПиН 2.4.1.3049-13 Ответственность 6.1. Администрация, педагогические работники, помощники воспитателей образовательного учреждения - несут ответственность: - за жизнь, здоровье воспитанников, - за реализацию в полном объеме учебного плана, - за качество реализуемой ОП ДО МКДОУ ДС 15 ГБ и дополнительных общеразвивающих программ (при наличии ДОД), - за соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям детей. 6.2. Администрация образовательного учреждения осуществляет контроль за выполнением ОП ДО МКДОУ ДС 15 ГБ, учебного плана, соблюдением режима дня и организацией занятий, а также использование методик воспитания и обучения детей. 6.5. Программы, методики и режимы воспитания и обучения в части гигиенических требований допускаются к использованию при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.