. настоящим разработанным Положением. 1.8. Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или поступающий на работу в ДОУ, вправе, изучив содержание Положения о нормах профессиональной этики, принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности в данном дошкольном образовательном учреждении. 1. 1.1. • • • • • 2. Основные цели Положения Настоящее Положение служит следующим целям: повышения доверия граждан к дошкольному образовательному учреждению; установления и обобщения нравственно-этических норм деятельности педагогических работников и их профессионального поведения для достойного осуществления ими своей профессиональной деятельности и повышения эффективности выполнения должностных обязанностей; содействия укреплению авторитета и обеспечению единых норм поведения педагогических работников дошкольного образовательного учреждения; регулирования профессионально-этических проблем во взаимоотношениях педагогических работников, возникающих в процессе их совместной деятельности; воспитания высоконравственной личности педагогического работника ДОУ, соответствующей нормам и принципам общечеловеческой и профессиональной морали. Этические начала педагогической деятельности Профессиональным долгом педагогического работника ДОУ является приоритет интересов педагогического процесса над личным интересом, так как педагогический работник дошкольного образовательного учреждения наделен полномочиями воспитывать будущих граждан страны. 2.2. Педагогический работник не имеет морального прав игнорировать или нарушать требования действующего законодательства Российской Федерации, норм общественной морали, интересов детей, родителей (законных представителей) воспитанников. 2.3. Педагогический работник наряду с правовой ответственностью за дисциплинарные проступки, за нарушение норм делового поведения и профессиональной этики несет моральную ответственность. 2.4. Нравственной обязанностью педагогического работника ДОУ является достижение такого уровня добросовестного отношения к работе, профессионализма и компетентности, соблюдения требований трудовой дисциплины, который обеспечивает эффективную реализацию должностных обязанностей как важнейшей составляющей механизма педагогической деятельности. 2.5. Элементом профессиональной этики педагогического работника должно быть глубокое убеждение в том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод всех участников воспитательно-образовательного процесса являются основополагающими нормального функционирования дошкольного образовательного учреждения. Педагогический работник по своим убеждениям обязан быть толерантным, уважать и 2.6. проявлять терпимость к обычаям, традициям, религиозным верованиям различных народностей, этнических групп; бережно относиться к государственному языку Российской Федерации и другим языкам и наречиям народов России, не допускать дискриминации воспитанников по признакам национальности, расы, пола, социального статуса, возраста и вероисповедания. 2.1. 2.7. Нравственные требования к педагогическому работнику выходят за пределы его трудовой деятельности. Педагог, как при исполнении трудовых обязанностей, так и вне стен детского сада, должен воздерживаться от поступков, высказываний, действий, наносящих ущерб авторитету дошкольного образовательного учреждения и моральному облику педагогического работника. Педагогический работник в любой ситуации обязан сохранять чувство собственного 2.8. достоинства, поддерживать имидж ДОУ, заботиться о своей чести и добром имени, избегать всего, что может поставить под сомнение его объективность и справедливость при решении вопросов, касающихся педагогического процесса. Педагог не может допускать пристрастность в процессе исполнения должностных 2.9. обязанностей, должен быть свободным от влияния общественного мнения и других способов влияния, от опасений критики его трудовой деятельности, если он действует в соответствии с принципом справедливости, соблюдении прав и свобод воспитанников детского сада. 2.10. Этикет педагогического работника требует в общении с детьми, родителями (законными представителями) воспитанников, коллегами по работе, как при исполнении своих трудовых обязанностей, так и во внерабочих отношениях: • соблюдения общепринятых правил поведения; • демонстрации вежливого, корректного обращения, выдержанности, беспристрастности, принципиального стремления глубоко разобраться в существе вопроса; умения спокойно выслушать и понять иную позицию или точку зрения; • продемонстрировать равное отношение ко всем, взвешенность, обоснованность и аргументированность высказываний и принимаемых решений. 2.11. Этикет педагогического работника ДОУ направлен на искоренение и нейтрализацию таких негативных явлений как грубость, неуважительное отношение к окружающим, воспитанникам, коллегам, эгоизм, излишнюю амбициозность, равнодушие, личную нескромность, неразборчивость в выборе методов обучения и злоупотребление трудовыми правами. • Нормы профессиональной этики 3. 3.1. 3.2. • • • • • Педагогический работник ДОУ служит для воспитанника образцом тактичного поведения, умения общаться, внешнего вида, уважения к собеседнику, поведения в споре, справедливости, ровного и равного отношения ко всем участникам образовательных отношений. Педагогический работник: не имеет права отождествлять личность воспитанника с личностью и поведением его родителей (законных представителей); воспитывает детей на положительных примерах; является для воспитанников детского сада примером пунктуальности и точности; помнит, что по поведению отдельного педагога дети и родители (законные представители) воспитанников судят о дошкольном образовательном учреждении в целом; эффективно использует научный потенциал для решения образовательных и воспитательных задач; совершенствует теоретические знания и практические навыки педагогического мастерства, в том числе касающиеся норм нравственности, • не допускает пренебрежительных отзывов о деятельности своего ДОУ или проведения необоснованные сравнения его с другими дошкольными образовательными учреждениями. Педагогическому работнику ДОУ запрещается: 3.3. • передача персональных данных о воспитаннике и его родителях (законных представителях) третьей стороне без письменного разрешения родителей (законных представителей); • разглашение сведений о личной жизни воспитанника и его семьи; • унижение в любой форме детей и их родителей (законных представителей) воспитанников; • использование выражений, осуждающих поведение родителей (законных представителей); • выносить на обсуждение родителей конфиденциальную информацию с заседаний Педагогического совета, совещаний и т.п.; • обсуждение с родителями (законными представителями) методик работы, выступлений, личных и деловых качеств своих коллег - педагогов и членов администрации детского сада; • манипулирование воспитанниками и родителями (законными представителями) для достижения собственных целей; • повышать голос, кричать на воспитанников, родителей (законных представителей), работников дошкольного образовательного учреждения; • допускать грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; • терять терпение и самообладание в любых ситуациях; • высказывать угрозы, оскорбительные выражения или реплики, действия, препятствующие нормальному общению или провоцирующие противоправное поведение; • нарушать требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО); • допускать в общении с коллегами, родителями (законными представителями) воспитанников и детьми ненормативную лексику; • курить на территории дошкольного образовательного учреждения; • поручать родителям (законным представителям) воспитанников сбор денежных средств, а также заниматься сбором денежных средств с родителей (законных представителей); • сравнивать материальное положение семей воспитанников; • сравнивать результаты развития воспитанников в группе детского сада; • допускать оскорбления воспитанниками и их родителями (законными представителями) друг друга в присутствии педагога; • допускать выражения, оскорбляющие человеческое достоинство воспитанников независимо от его возраста; • проявлять лесть, лицемерие, назойливость, ложь и лукавство; • допускать в любой форме оскорбления, относящиеся к национальной или религиозной принадлежности ребенка; • применять по отношению к воспитанникам ДОУ меры физического или психологического насилия над личностью; • • • • • допускать в любой форме оскорбления, выпады или намеки, касающиеся физических недостатков воспитанников дошкольного образовательного учреждения; выставлять (удалять) воспитанника с непосредственно образовательной деятельности, в случае если ребенок дезорганизует работу группы детского сада; посягать на личную собственность воспитанника дошкольного образовательного учреждения; определять учебные нагрузки, превышающие нормы предельно допустимых нагрузок, предусмотренных действующим законодательством для воспитанников в соответствии с возрастом. 4. Основные требования поведения (этикета) педагогических работников Нравственным долгом педагогического работника ДОУ должны быть: 4.1. • добросовестное исполнение своих трудовых обязанностей; • стремление быть старательным, организованным, ответственным; • стремление поддерживать свою квалификацию на высоком уровне; • стремление знать и правильно применять в сфере своих полномочий действующее законодательство Российской Федерации, нормативно - правовые акты, нормы морали и нравственности. Педагогическая этика запрещает публично, вне рамок педагогической и 4.2. научно-исследовательской деятельности подвергать критике деятельность руководящих и других работников дошкольного образовательного учреждения, а также решения вышестоящих организаций, в том числе Учредителя. Педагогические работники дошкольной образовательной организации при всех 4.3. обстоятельствах должны сохранять честь и достоинство, присущие их деятельности. 5. Обязательства педагогических работников по профессиональной деятельности Педагогические работники ДОУ при любых обстоятельствах должны сохранять честь 5.1. и достоинство, присущие их деятельности. В процессе своей профессиональной деятельности педагоги должны соблюдать 5.2. следующие этические принципы: • законность; • объективность; • компетентность; • независимость; • тщательность; • справедливость; • честность; • гуманность; • демократичность; • профессионализм; • взаимоуважение. Педагогические работники ДОУ, осознавая ответственность перед гражданами, 5.3. обществом и государством, призваны: • оправдывать доверие и уважение общества к своей профессиональной деятельности, прилагать усилия для повышения ее престижа; • исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы дошкольного образовательного • учреждения; исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности как детского сада в целом, так и каждого педагогического работника; осуществлять свою деятельность в пределах полномочий; • не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций; • соблюдать беспристрастность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную деятельность решений политических партий и общественных объединений; • исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей; • соблюдать установленные действующим законодательством ограничения и запреты; • проявлять корректность и внимательность в обращении с участниками отношений в сфере образования; • проявлять толерантность к обычаям и традициям народов России и других государств, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию; • придерживаться правил делового поведения и этических норм, связанных с осуществлением возложенных на ДОУ социальных функций; • принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения и урегулированию возникших случаев конфликта интересов; • быть требовательными к себе, стремиться к самосовершенствованию; • обеспечивать регулярное обновление и развитие профессиональных знаний и навыков; • поддерживать все усилия по продвижению демократии и прав человека через образование; • не терять чувство меры и самообладания; • соблюдать правила русского языка, культуру своей речи, не допускать использования ругательств, грубых и оскорбительных высказываний; • постоянно стремиться к как можно более эффективному распоряжению ресурсами, находящимися в сфере их ответственности; • поддерживать порядок на рабочем месте; • соблюдать деловой стиль, опрятность, аккуратность и чувство меры во внешнем виде (отсутствие на рабочем месте джинсовой одежды). Важным показателем профессионализма педагогических работников ДОУ является 5.4. культура речи, проявляющаяся в их умении грамотно, доходчиво и точно передавать мысли, придерживаясь следующих речевых норм: • ясности, обеспечивающей доступность и простоту в общении; • • грамотности, основанной на использовании общепринятых правил русского литературного языка; • содержательности, выражающейся в продуманности, осмысленности и информативности обращения; • логичности, предполагающей последовательность, непротиворечивость и обоснованность изложения мыслей; • доказательности, включающей в себя достоверность и объективность информации; • лаконичности, отражающей краткость и понятность речи; • уместности, означающей необходимость и важность сказанного применительно к конкретной ситуации. В процессе своей профессиональной деятельности педагогические работники ДОУ обязаны воздерживаться от: поведения, которое могло бы вызвать сомнение в добросовестном исполнении педагогическим работником своих должностных обязанностей, а также конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету дошкольного образовательного учреждения; 5.5. • • пренебрежительных отзывов о деятельности своего дошкольного образовательного учреждения или проведения необоснованных сравнений его с другими учреждениями; • преувеличения своей значимости и профессиональных возможностей; • проявления лести, лицемерия, назойливости, лжи и лукавства; • любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений; • высказываний, которые могут быть истолкованы как оскорбления в адрес определенных социальных, национальных групп; • резких и циничных выражений оскорбительного характера, связанных с физическими недостатками человека; • грубости, злой иронии, пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений; • угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение; поспешности в принятии решений, пренебрежения правовыми и (или) моральными нормами, использования средств, не соответствующих требованиям закона, нравственным принципам и нормам. Педагогическим работникам ДОУ необходимо принимать 5.6. соответствующие меры по обеспечению безопасности и конфиденциальности информации, за несанкционированное разглашение которой они несут ответственность или которая стала им известна в связи с исполнением своих должностных обязанностей. Во время воспитательно-образовательного процесса и любых 5.7. мероприятий (педагогические советы, семинары, консультации, родительские собрания и другие) не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен. При разрешении конфликтной ситуации, возникшей между педагогическими 5.8. работниками, приоритетным является учет интересов дошкольного образовательного учреждения в целом. • 6. Обязательства педагогических работников перед воспитанниками Педагогические работники ДОУ в процессе взаимодействия с воспитанниками: 6.1. • признают индивидуальность и определенные личные потребности каждого; • сами выбирают подходящий стиль общения, основанный на взаимном уважении; • стараются обеспечить поддержку каждому для наилучшего раскрытия и применения его потенциала; • выбирают такие методы работы, которые поощряют в воспитанниках развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, самоконтроля, желания помогать другим; • при оценке поведения и достижений детей стремятся укреплять их самоуважение и веру в свои силы, показывать возможности совершенствования, повышать мотивацию обучения; • проявляют толерантность; • защищают их интересы и благосостояние и прилагают все усилия для того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия; • принимают всевозможные меры, чтобы уберечь их от сексуального домогательства и (или) насилия; • осуществляют должную заботу и обеспечивают конфиденциальность во всех делах, затрагивающих их интересы; • прививают им ценности, созвучные международным стандартам прав человека; • вселяют в них чувство, что они являются частью общества, где есть место для каждого; • стремятся стать для детей положительным примером. В процессе взаимодействия с воспитанниками педагогические работники ДОУ 6.2. обязаны воздерживаться от: • навязывания детям своих взглядов, убеждений и предпочтений; • оценки их личности и личности их законных представителей; • предвзятой и необъективной оценки деятельности и поступков воспитанников дошкольного образовательного учреждения; • предвзятой и необъективной оценки действий родителей (законных представителей) воспитанников детского сада; • отказа от объяснения сложного материала со ссылкой на личностные и психологические недостатки воспитанников. Обязательства педагогов перед родителями (законными представителями) воспитанников Педагогические работники ДОУ в процессе взаимодействия с родителями (законными 7.1. представителями) воспитанников должны: • начинать свое общение с приветствия; • проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь; • выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего, проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику; • относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам, оказывать им необходимую помощь; • высказываться в корректной, убедительной форме и, если требуется, спокойно, без раздражения повторять и разъяснять смысл сказанного; • выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости в корректной форме задать уточняющие вопросы; 7. разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и локальных актов по обсуждаемому вопросу; • принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить координаты полномочного лица). В процессе взаимодействия с родителями (законными представителями) 7.2. воспитанников педагоги ДОУ не должны: • перебивать их в грубой форме; • проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним; • разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие; • переносить свое отношение к родителям (законным представителям) воспитанников на оценку личности и достижений их детей. • 7.3. 7.4. 7.5. 8. 8.1. • Педагогические работники детского сада должны прилагать все усилия, чтобы поощрить законных представителей воспитанников. Рекомендуется не принимать на свой счет обидных и несправедливых замечаний, неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или скандал. В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя воспитанника необходимо принять меры для того, чтобы снять его эмоциональное напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса. Обязательства педагогических работников перед коллегами Педагогические работники ДОУ в процессе взаимодействия с коллегами: поддерживают атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения и убеждения; • готовы предложить совет и помощь коллегам, находящимся в начале своего профессионального пути; • поддерживают и продвигают их интересы; помогают друг другу в процессе взаимного оценивания, предусмотренного действующим законодательством и локальными актами дошкольного образовательного учреждения. 8.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогические работники ДОУ обязаны воздерживаться от: • • пренебрежительных отзывов о работе других педагогов или проведения необоснованного сравнения их работы со своей; • предвзятого и необъективного отношения к коллегам; • обсуждения их недостатков и личной жизни. 9. 9.1. Обязательства педагогов перед администрацией ДОУ Педагогические работники дошкольного образовательного учреждения строго выполняют указания администрации и имеют право своевременно (до даты исполнения) подвергнуть указания администрации сомнению или дополнению, изложив в письменном виде или устно при личной беседе с администрацией убедительные аргументы своего несогласия или дополнения. 10. Обязательства администрации ДОУ перед педагогами 10.1. Члены администрации должны быть для других педагогических работников образцом профессионализма и безупречной репутации, способствовать формированию в дошкольном образовательном учреждении благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата. 10.2. Ограждать педагогических работников от излишнего или неоправданного вмешательства со стороны родителей (законных представителей) воспитанников в вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных обязанностей. 10.3. Администрации следует: • формировать установки на сознательное соблюдение норм настоящего Положения о профессиональной этике работников в ДОУ; • быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего Положения; • помогать педагогическим работникам словом и делом, оказывать морально-психологическую помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды; • регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм профессиональной этики; • пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе дошкольного образовательного учреждения; • обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм профессиональной этики и принятие по ним объективных решений; способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности ДОУ с тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из -за недостатка необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются сомнения в законности действий педагогических работников дошкольного образовательного учреждения. 10.4. Представитель администрации ДОУ не имеет морального права: • перекладывать свою ответственность на подчиненных; • • использовать служебное положение в личных интересах; • создавать условия для наушничества и доносительства в коллективе дошкольного образовательного учреждения; • предоставлять покровительство, возможность карьерного роста по признакам родства, землячества, религиозной, кастовой, родовой принадлежности, личной преданности, приятельских отношений; • умышленно использовать свои должностные полномочия и преимущества вопреки, интересам долга, исходя из корыстной личной заинтересованности. 11. Контроль соблюдения настоящего Положения 11.1. Для контроля соблюдения настоящего Положения о профессиональной этике работников, поддержки педагогических работников ДОУ, оказания им консультационной помощи в вопросах профессиональной педагогической этики, а также урегулирования спорных ситуаций приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением создается комиссия по профессиональной этике. 11.2. В своей деятельности комиссия руководствуется действующим законодательством Российской Федерации об образовании, Уставом дошкольного образовательного учреждения, настоящим Положением и Положением о комиссии по профессиональной этике в ДОУ. 12. Ответственность за нарушение настоящего Положения Нарушение требований настоящего Положения о педагогической этике работников квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогом ДОУ своих обязанностей, которое учитывается при проведении его аттестации и влечет моральное воздействие либо одно из установленных Трудовым Кодексом Российской Федерации дисциплинарных взысканий. 12.2. За нарушение норм профессиональной этики на виновного педагогического работника дошкольного образовательного учреждения может быть наложено дисциплинарное взыскание. 12.3. Дисциплинарные расследования и принятые на их основании решения могут быть преданы гласности только по просьбе заинтересованного педагогического работника, за исключением тех случаев, когда они влекут за собой запрещение заниматься педагогической деятельностью, или если это диктуется соображениями, касающимися защиты или благополучия воспитанников. 12.4. На каждой стадии рассмотрения любого дисциплинарного вопроса каждому педагогу должны быть обеспечены достаточные гарантии, в частности: 12.1. • право быть информированным в письменном виде о предъявляемых ему претензиях и об основаниях для этих претензий; • право на ознакомление со всеми материалами по данному делу; • право на защиту лично или через представителя по своему выбору, с предоставлением преподавателю достаточного времени для подготовки защиты; • право быть информированным в письменном виде о принятых по его делу решениях, а также о мотивах этого решения; • право апелляции в компетентные инстанции. 13. Заключительные положения Настоящее Положение является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением. 13.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 13.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.14.1 настоящего Положения. 13.4. После принятия Положения (изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 13.1.