. 1 качества реализации Программы осуществляется заведующим и старшим воспитателем ДОУ. 1. Основные цели и задачи программы дополнительного образования 1.1. Основной целью программы дополнительного образования является - формирование единого образовательного пространства ДОУ для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. 1.2. Дополнительная программа должна быть направлена на решение следующих задач: • формирование и развитие творческих способностей воспитанников; • удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом; • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья воспитанников; • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей; • выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников, а также детей, проявивших выдающиеся способности; • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья; • социализацию и адаптацию воспитанников дошкольного образовательного учреждения к жизни в обществе; • формирование общей культуры воспитанников; • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов воспитанников, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. • взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. 1.3. Содержание программы дополнительного образования должно соответствовать: • достижениям развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, российским традициям. • соответствующему уровню общего образования — дошкольное образование; • направленностям дополнительных общеразвивающих программ (технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической); • современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности). 1.4. Приоритеты: • организация образовательного пространства, обеспечивающего гармоничное развитие личности воспитанников дошкольного образовательного учреждения ; • • • • • • • активизация творчества педагогических работников с помощью стимулирования педагогического поиска; коррекция и формирование физически и психически здоровой личности; развитие у ребенка интереса к произведениям национального искусства с целью ознакомления с духовной культурой народов Российской Федерации. 1.5. Ожидаемые результаты: личность воспитанника ДОУ, адаптированная к взаимодействию с внешней средой, к обучению в общеобразовательной школе, вобравшая в себя совокупность всех формируемых качеств и умений; личность, интересующаяся достижениями мировой культуры, российскими традициями, культурно-национальными особенностями региона; личность ребенка, проявляющая любознательность, стремящаяся к познанию и творчеству, ориентированная на интеллектуальное и духовное развитие; личность ребенка, психически и физически здоровая, эмоционально благополучная. 2. Организация деятельности 2.1. Занятия в кружках и секциях проводятся два раза в неделю во второй половине дня, не допускается проводить занятия кружков и секций за счет времени, отведенного на прогулку и дневной сон. 2 2.2. Для оказания дополнительных услуг в ДОУ создаются необходимые условия в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами (СанПиН), требованиями по охране труда педагогических работников и безопасности здоровья детей. 2.3. В начале каждого учебного года во всех группах детского сада проводится подготовительная работа по изучению спроса родителей (законных представителей) на разные виды дополнительных бесплатных услуг, рекламная деятельность, показ открытых мероприятий. 2.4. Запись в кружки и секции проводиться по выбору детей и согласуется с их родителями (законными представителями), допускается посещение не более 2 кружков одним воспитанником дошкольного образовательного учреждения . 2.5. Продолжительность образовательной деятельности в кружках и секциях определяется в соответствии с требованиями к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста. Их проводят: • для детей 3-4 года - не более 15 мин. - 2 занятия в неделю; • для детей 4-5 лет - не более 20 мин. - 2 занятия в неделю; • для детей 5- 6 лет - не более 25 мин. - 2 занятия в неделю; • для детей 6-7 лет - не более 30 мин. – 3 занятия в неделю; 2.6. Направления деятельности кружков и секций определены Уставом дошкольного образовательного учреждения. Определены следующие направления; 2.6.1. Художественно-эстетическое направление Задачи: • развивать у детей эстетическое восприятие; • формировать эстетической культуру и вкус, интерес и любовь к высокохудожественным произведениям искусства. • развивать художественно-эстетические способности детей; • формирование способности произвольно пользоваться полученными представлениями, окружающими особые проявления в художественно-эстетической области, активно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность произведений изобразительного искусства; • развитие интереса к образцам национального искусства с целью ознакомления с духовной культурой других народов; • приобщение к народному, классическому и современному искусству, формирование интереса и любви к пению и изобразительному искусству, развитие творческих способностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения; • формирование умения использовать полученные знания и навыки в быту, на досуге и в творческой деятельности; • создание социально-культурной пространственной развивающей среды, способствующей эмоциональному благополучию воспитанников; • организация выставок работ, композиций, концертов и выступлений детей и родителей (законных представителей) воспитанников. 2.6.2. Физкультурно-оздоровительное направление Деятельность этого направления строится на основе интересов детей и родителей (законных представителей) и включает всевозможные направления физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Посещение детьми секций физкультурно-оздоровительного направления способствует укреплению их здоровья, повышению работоспособности, выносливости, гибкости, силы, быстроты, ловкости, повышению нравственных качеств. Основная цель деятельности спортивных секций этого направления - воспитание у детей ДОУ устойчивого интереса и потребности к систематическим занятиям физкультурой, спортом, к здоровому образу жизни. Задачи: • укрепление и сохранение здоровья с помощью систематических занятий в спортивных секциях; • организация здорового досуга детей и родителей; • проведение спортивных соревнований, физкультурных праздников; • динамический контроль основных двигательных и коммуникативных качеств. 2.6.3. Познавательное направление Основная цель деятельности кружков познавательного направления - создание и внедрение 3 системы мер, ориентированных на ценности отечественной и мировой культуры современного общества. Деятельность кружков в рамках познавательного направления предполагает основные задачи: • формирование творческого начала в системе познавательного развития дошкольников; • обеспечение коммуникативной компетенции в межкультурном общении и взаимодействии в процессе освоения родного языка, его культуры; • повышение нравственных качеств, воспитание любви к Родине, к родному краю. 2.7. В рекламную деятельность включается доведение до родителей (законных представителей) достоверной информации о целях и работе детских кружков в детском саду. Информация содержит следующие сведения: • уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ и сроки их освоения; • перечень дополнительных образовательных услуг; • перечень лиц, непосредственно оказывающих дополнительные услуги, их образование, стаж, квалификация и др. 2.8. По требованию родителей (законных представителей) предоставляются для ознакомления: • Устав дошкольного образовательного учреждения; • Лицензия на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения; • адрес и телефон Учредителя дошкольного образовательного учреждения. 2.9. Заведующий ДОУ издает приказ об организации дополнительных образовательных услуг. Приказом утверждаются: • кадровый состав и его функциональные обязанности; • перечень дополнительных услуг и порядок их предоставления • программа дополнительного образования, включающая перспективно-тематическое планирование на основе соответствующих программ и методик. 2.10. В рабочем порядке заведующий рассматривает и утверждает: • расписание занятий; • при необходимости, другие документы (должностные инструкции и т. д.) 2.11. Дополнительные бесплатные услуги определяются на учебный год, зависят от запросов детей и их родителей (законных представителей). Приём воспитанников в кружки осуществляется на основе свободного выбора детьми образовательной области и образовательных программ. 2.12. Дополнительные услуги оказываются во вторую половину дня (после сна). Место оказания услуг определяется в соответствии с расписанием в групповых комнатах, музыкальном или спортивном зале. 2.13. Комплектование кружков проводится педагогом дошкольного образовательного учреждения в течение 10 дней. Численный состав воспитанников не регламентируется. 2.14. Наполняемость групп в ДОУ для дополнительных занятий определяется в соответствии с видом дополнительной услуги, но не более 10-15 человек в группе. 2.15. Содержание занятий предоставляемого дополнительного образования не должно дублировать образовательную программу дошкольного образовательного учреждения, должно строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников. 2.16. Занятия начинаются не позднее 1 октября и заканчиваются в соответствии с выполнением программ и планов, рассмотренных на заседании педагогического совета ДОУ, реализующих программу дошкольного образования, и утверждённых заведующим дошкольным образовательным учреждением. 2.17. Сетка занятий составляется администрацией ДОУ и предусматривает максимальный объём недельной нагрузки во время занятий с учётом возрастных особенностей воспитанников, пожеланий родителей и установленных санитарно-гигиенических норм. Сетка занятий утверждается заведующим дошкольным образовательным учреждением . 2.18. Каждый воспитанник ДОУ имеет право заниматься не более чем в 2 кружках. 2.19. Учитывая особенности и содержание работы, педагог дополнительного образования может проводить занятия со всеми детьми по группам или индивидуально. 2.20. При проведении занятий необходимо соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности, санитарно-гигиенические требования, своевременно проводить с воспитанниками 4 инструктаж по охране труда и безопасности жизнедеятельности. 2.21. Педагоги работают в тесном контакте с родителями воспитанников и проводят: • родительские собрания; • социальные опросы; • анкетирование родителей; • открытые занятия. 2.22. Вопросы, касающиеся деятельности по дополнительному образованию детей, выполнения программы дополнительного образования обсуждаются на Педагогическом совете ДОУ, согласовываются с Родительским комитетом. 3. Порядок приема на обучение по дополнительным образовательным программам 3.1. На дополнительные образовательные услуги зачисляются воспитанники с 2 до 7 лет. 3.2. Воспитанникам может быть отказано в приеме на дополнительные образовательные услуги по дополнительным образовательным программам только по причине противопоказаний по состоянию здоровья. 3.3. Прием на дополнительные образовательные услуги по дополнительным образовательным программам осуществляется без процедур отбора. 3.4. В целях наиболее полного удовлетворения потребностей воспитанников в ДОУ предусмотрен механизм выявления склонностей детей, не противоречащий действующему законодательству Российской Федерации. 3.5. С целью проведения организованного приема на дополнительные образовательные услуги по дополнительным образовательным программам ДОУ размещает на информационном стенде, на официальном сайте информацию о кружках, секциях, студиях, работающих в текущем учебном году. 3.6. Зачисление по дополнительным образовательным программам оформляется приказом в течение учебного года. 4. Порядок принятия и утверждения дополнительной программы 4.1. Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования воспитанников ДОУ обновляется ежегодно, согласовывается на Педагогическом совете ежегодно, утверждается приказом заведующего ДОУ. 4.2. На титульном листе должны присутствовать гриф о рассмотрении и согласовании программы на Педагогическом совете с указанием номеров протоколов и даты рассмотрения; гриф об утверждении программы заведующим детским садом со ссылкой на приказ по учреждению (номер приказа и дата подписания приказа). • • • • • • • • • 5. Права и обязанности педагога дополнительного образования 5.1. Педагог дополнительного образования в ДОУ обязан: разрабатывать программу; вести табель и учет посещаемости воспитанников; проводить мониторинг освоения программы воспитанниками дошкольного образовательного учреждения; взаимодействовать в работе с воспитателями, специалистами и родителями (законными представителями) ребенка; осуществлять обучение и воспитание с учетом специфики выбранного вида деятельности; предоставлять ежегодные отчеты о результатах освоения рабочей программы по своему направлению, об используемых методах, приемах обучения и воспитания, образовательных технологиях (в форме презентаций, концертов, выставок, открытых мероприятий и др.). соблюдать права и свободу воспитанников ДОУ, содержащиеся в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка. систематически повышать свою профессиональную квалификацию. обеспечивать охрану жизни и здоровья воспитанников, выполнять правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности. 5 5.2. Имеет право: осуществлять отбор воспитанников для дополнительной деятельности; в рабочем порядке вносить коррективы в программу дополнительного образования; участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы, представлять опыт своей работы в СМИ. 5.3. Работу по программам дополнительного образования педагоги строят в соответствии со следующими дидактическими принципами: • создание непринужденной обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено; • целостный подход к решению педагогических задач: • обогащение воспитанников ДОУ эмоциональными впечатлениями через игровую деятельность, рисунок, пение, слушание музыки, двигательную и театрализованную деятельность; • претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности; • положительная оценка деятельности детей дошкольного образовательного учреждения. 5.4. Основными направлениями деятельности дополнительного образования являются: • организация образовательной деятельности по программам дополнительно образования в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями воспитанников ДОУ, с их интересами и способностями и с учётом недостатков в развитии речи; • диагностика уровня развития способностей детей и освоения программ дополнительного образования. • • • 6. Контроль 6.1. Контроль осуществления дополнительного образования в ДОУ выполняется заведующим дошкольным образовательным учреждением в соответствии с планом контрольной деятельности. 6.2. Самоанализ проводится руководителем дополнительного образования в конце учебного года, заслушивается на итоговом педагогическом совете, оформляется в виде отчета с использованием графических материалов и фотоматериалов. 6.3. Контроль над деятельностью кружков и секций содержит: • • • • • • • • • • • соблюдение законодательной базы; порядок документального оформления; анализ и экспертную оценку эффективности результатов деятельности руководителей кружков и секций, разработка предложений по распространению положительного опыта и устранению негативных тенденций; анализ реализации приказов и распоряжений по дополнительному образованию дошкольников оказание методической помощи руководителям кружков секций в процессе контроля. 6.4. При оценке педагогической деятельности руководителей кружков учитывается: выполнение программ, планов; уровень развития дошкольников; личностно-ориентированный подход к ребенку; наличие положительного эмоционального микроклимата; уровень применения методов, приемов, эффективных форм в работе. способность к анализу и умение корректировать деятельность. 6.5. Результаты контроля оформляются в виде справки и освещаются на педагогическом совете ДОУ. • • • • • • • 7. Документация и отчетность 7.1. Руководители кружков ведут следующую документацию: программы, перспективные планы работы; списки воспитанников; расписание образовательной деятельности; табель учета посещаемости; методические материалы (консультации, варианты анкет, пакет диагностических методик, конспекты занятий, досугов, презентаций и др.); отчеты о работе кружков, секций, творческих достижений воспитанников. 7.2. Руководители кружков представляют: полный анализ деятельности на педагогическом совете ДОУ (один раз в год); 6 • • • организуют выставки работ, праздники, представления, соревнования, презентации; организуют творческие отчеты перед родителями (законными представителями) воспитанников; используют результаты диагностики воспитанников в индивидуальных маршрутах сопровождения развития ребенка. 8. Заключительные положения 8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ДОУ, принимается на Педагогическом совете, согласовывается с Родительским комитетом и утверждается (либо вводится в действие) приказом заведующего ДОУ. 8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации. 8.3. Положение принимается на неопределенный срок. 8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу. 7