— анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; — защита прав и свобод участников образовательного процесса; — анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности работников ДОУ; — изучение результатов деятельности сотрудников, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций; — совершенствование качества воспитания и образования воспитанников с одновременным повышением ответственности должностных лиц за конечный результат; — контроль реализации образовательной программы в соответствии с федеральными государственными требованиями, соблюдения Устава и иных локальных актов Учреждения; — анализ результатов исполнения приказов по Учреждению; — анализ и прогнозирование тенденций развития образовательного процесса в Учреждении; — оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля. 1. Организационные виды, формы и методы должностного (внутрисадовского) контроля. 1.1. Контрольная деятельность может осуществляться в виде мониторинга, плановых и оперативных проверок. 1.1.1. Контроль в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации по результатам образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (результат образовательной деятельности, состояние здоровья воспитанников, организация питания, выполнение режимных моментов, методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т. д.). 1.1.2. Контрольная деятельность в виде плановых проверок проходит в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок и доводится до членов педагогического коллектива в начале учебного года. 1.1.3. Контрольная деятельность в виде оперативных проверок осуществляется для установления фактов и проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях родителей (законных представителей) или других граждан, организаций, урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса. 1.2. По совокупности вопросов, подлежащих проверке, плановый контроль проводится в виде тематических (одно направление деятельности) или комплексных проверок (два и более направлений). 1.2.1. Тематическая проверка проводится по отдельным проблемам деятельности Учреждения. Тематическая проверка направлена не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение новых образовательных и здоровьесберегающих технологий, форм и методов работы, опыта работников ДОУ. Темы контроля определяются в соответствии с годовым планом работы Учреждения на основании проблемно-ориентированного анализа работы Учреждения по итогам предыдущего учебного года. 1.2.2. Комплексная проверка проводится с целью получения полной информации о состоянии образовательного процесса. Комплексная проверка предусматривает проверку в полном объеме педагогической работы в одной группе в течение нескольких дней. Эта форма контроля позволяет получить всестороннюю информацию о выполнении образовательной программы в целом, дает материалы для глубокого педагогического анализа, выводов и помогает определить дальнейшие направления в работе. 1.2.3. Методами должностного внутриучрежденческого контроля могут быть: анализ документации, обследование, наблюдение, экспертиза, анкетирование, тестирование, опрос участников образовательного процесса, контрольные срезы освоения образовательных программ и иных правомерные методы, способствующие достижению цели контроля. 2. Организация должностного (внутрисадовского) контроля. 2.1. Должностной (внутрисадовский) контроль осуществляется заведующим дошкольным образовательным учреждением и его заместителями, старшей медсестрой, а также руководителями методических объединений, другими специалистами в рамках полномочий, определенных приказом руководителя образовательного учреждения и согласно утвержденному плану должностного внутриучережденческого контроля. 2.2. Контрольная деятельность является составной частью годового плана работы Учреждения. 2.3. Заведующий не позднее, чем за 2 недели издает приказ о сроках и составе комиссии тематической и комплексной проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов, назначает ответственного, доводит до сведения проверяемых и проверяющих план-задание предстоящего контроля. 2.4. План-задание предстоящей проверки составляется заведующим либо заместителем, старшим воспитателем, медицинской сестрой. План-задание определяет вопросы конкретной проверки и должен обеспечить достоверность и сравнимость результатов должностного внутриучрежденческого контроля для подготовки итогового документа. 2.5. Периодичность и виды контрольной деятельности определяются необходимостью получения объективной информации о реальном состоянии дел и результатах деятельности работников ДОУ. Нормирование и тематика проверок находятся в компетенции заведующего, заместителей заведующего. 2.6. Основания для должностного (внутрисадовского) контроля: — план-график контроля; — задание руководства органа управления образованием - проверка состояния дел для подготовки управленческих решений (которое должно быть документально оформлено); — обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования — оперативный контроль. 2.7. Продолжительность тематических и комплексных проверок не должна превышать 5—10 дней, с посещением не более 5 занятий, исследованием режимных моментов и других мероприятий. 2.8. Работник должен быть предупрежден о проведении плановой проверки заранее. 2.9. При проведении оперативных (экстренных) проверок педагогические и другие работники могут не предупреждаться заранее. Экстренным случаем считается письменная жалоба родителей (законных представителей) на нарушение прав воспитанника, законодательства об образовании, а также случаи грубого нарушения законодательства РФ, трудовой дисциплины работниками Учреждения. 2.10. Результаты тематической и комплексной проверки оформляются в виде справки о результатах контроля. Итоговый документ должен содержать констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения. 2.11. Информация о результатах должностного (внутриучережденческого) контроля доводится до работников Учреждения в течение 7 дней с момента завершения проверки. 2.12. По итогам контроля, в зависимости от его вида, формы, целей, задач, а также с учетом реального положения дел: — проводятся заседания Совета педагогов, производственные собрания, рабочие совещания с работниками ДОУ; — сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел Учреждения; — результаты контроля могут учитываться при аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения аттестационной комиссии. 2.13. Заведующий Учреждением по результатам контроля принимает следующие решения: — об издании соответствующего приказа; — об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом; — о повторном контроле с привлечением определенных специалистов (экспертов); — о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, педагогических и других работников; — о поощрении работников и др. 4.15. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях родителей, а также в обращении и запросах других граждан и организаций, сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки. 3. Примерный перечень вопросов, подлежащих должностному (внутрисадовскому) контролю. 3.1. Заведующий и (или) по его поручению завхоз, старший воспитатель, медицинская сестра и другие специалисты в рамках полномочий, определенных приказом руководителя образовательного учреждения, вправе осуществлять должностной контроль результатов деятельности работников по вопросам: - осуществления государственной политики в области образования; - использования финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами и по назначению; - использования методического обеспечения в образовательном процессе; - реализация утвержденной основной образовательной программы и годового плана ДОУ; - соблюдения тематических планов, циклограммы образовательной деятельности; - соблюдения устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов образовательного учреждения; - другим вопросам в рамках компетенции проверяющих лиц. 4. Права участников должностного (внутрисадовского) контроля. 4.1. При осуществлении контрольной деятельности проверяющий имеет право: — знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями работника ДОУ, его аналитическими материалами; — изучать практическую деятельность педагогических работников через посещение и анализ занятий, других мероприятий с детьми, наблюдение режимных моментов; — делать выводы и принимать управленческие решения. 4.2. Проверяемый работник ДОУ имеет право: — знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; — знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; — своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями проверяющих; — обратиться в конфликтную комиссию профсоюзного комитета Учреждения или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля. 5. Ответственность. Члены комиссии, занимающейся контрольной деятельностью в Учреждении, несут ответственность: — за достоверность излагаемых фактов, представляемых в справках по итогам контроля; — за тактичное отношение к проверяемому работнику во время проведения контрольных мероприятий; — за качественную подготовку к проведению проверки деятельности работника; — за ознакомление работника с итогами проверки до вынесения результатов на широкое обсуждение; — за обоснованность выводов по итогам проверки. 6. Делопроизводство. 6.1. Справка по результатам тематического и комплексного контроля должна содержать в себе следующие разделы: — — — — — — — — — — — вид контроля; форма контроля; тема проверки; цель проверки; сроки проверки; состав комиссии; результаты проверки (перечень проверенных мероприятий, документации и пр.); положительный опыт; недостатки; выводы; предложения и рекомендации. 6.2. По результатам тематических и комплексных проверок заведующий учреждением издает приказ, в котором указываются: — вид контроля; — форма контроля; — тема проверки; — цель проверки; — сроки проверки; — состав комиссии; — результаты проверки; — решение по результатам проверки; — назначаются ответственные лица по исполнению решения; — указываются сроки устранения недостатков; — указываются сроки проведения повторного контроля; — поощрение и наказание работников по результатам контроля. 6.3. По результатам оперативного контроля проводится собеседование с проверяемым, при необходимости — готовится сообщение о состоянии дел на административное совещание, Совет педагогов, Общее собрание.