Группа "Солнышко"

27.05.2019

Воспитатели: Хаджалова С.Р

                     Татамова Н.Г.  

 



Девиз группы:

В нашей группе солнышко

Светит ярче всех. 

Теплоты и радости 

Хватит здесь на всех!


Возрастные особенности детей от 3 до 4 лет

   В этом возрасте ребёнок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами- заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам -культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесс – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6- названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно- действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляется на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребёнка ещё ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

      

НОД по ФЭМП Воспитатель Хаджалова С.М..pdf (скачать) (посмотреть)

«Краски моего народа »

30.09.2021


Конспект ООД

в подготовительной группе

по теме:

«Краски моего народа »



Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством дагестанцев, обобщить представления детей, что готовили народные умельцы из глины, дерева, металла, шерсти.

Задачи:

Обучающие - обогащать  словарный запас народного фольклора, уметь использовать знания и навыки народного фольклора.

Развивающие - развивать у детей творческие способности, восприятие художественного слова, воображение, образную речь средствами фольклора.

Воспитательные - воспитывать чувства уважения к трудолюбию народных умельцев, укреплять дружеские чувства между нациями.

Материал: карта Дагестана, «ковер-самолет», изделия из глины,  ковровый мини-станок, изделия Кубачи и Унцукуля, муз. сопровождение.

Воспитатель:

- Сегодня, дети, мы с вами попробуем совершить «путешествие» по горным аулам, где вот уже много – много лет народные умельцы создают из различных материалов прекрасные изделия, предметы быта, украшения. Чтобы совершить это путешествие,  нам нужны помощники: карта горного края, волшебный «ковер самолет» и ваши смекалки и фантазия. Так вы готовы к путешествию?

Дети:

-  Да!

(Воспитатель приглашает детей к карте Дагестана, рассматривают ее, и начинается беседа с воспитателем)

Воспитатель:

- Дети, вы видите на карте много знаков символов, которыми обозначены города и села, где изготавливают прекрасные предметы и изделия народные мастера. Вот, например, кувшин из глины, где изготавливают такие изделия?

Дети:

- В селении Балхар.

Воспитатель:

- Да, это старинное селение Балхар. А вот другой знак: серебряные украшения и не один знак, а несколько. Где изготавливают такие прекрасные украшения?

Дети:

- с. Кубачи, с. Гоцаль, с. Кумух.

(Воспитатель указкой показывает, где расположены эти села)

Скажите, дети, откуда появилось такое чудо: изделия с насечкой из металла?

Из горного села Унцукуль.

Дети , вы заметили много одинаковых знаков с изображением коврового узора. Где их изготавливают?

-  г. Дербент, с. Ахты,  Микрах,  Орта-Сталь,  Кабир,  Хучни,  Хив, Касумкент,  Рутул,  Тлярата,  Дылым,  Терекли- Мектеб.  

Воспитатель:

- Вот видите, ребята, какое богатое искусство народов Дагестана. А вы хотели бы сегодня совершить путешествие по этим прекрасным местам, где работают народные мастера?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- А доставит нас в эти места волшебный «ковер-самолет».( Воспитатель предлагает детям всем дружно сесть на  «ковер-самолет» и отправится в путешествие_. Звучит музыка М.Кагилаева  «Снова в горы».

1- ая остановка:

Воспитатель:

Дербент это древний город. В этом городе есть ковровая фабрика, где работают потомственные мастерицы – ковровщицы. При ковровой фабрике есть музей. Давайте заглянем в него и рассмотрим ковровые изделия.

( Детям показывается  выставка ковров,  оформленная  в зале.)  

Экскурсовод:

- Дагестан славится ковровыми изделиями, их ткут на фабрике. Ткут и дома умелые мастерицы. Взрослым помогают и дети, они тоже учатся делать петли. Из какого материла изготавливают ковры?

Ребенок:

- Труд ковровщиц кропотливый: моют шерсть, готовят нити, красят их в разные цвета, подбирают на станке.

Экскурсовод:

- Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают?

Ребенок:

- Ковроткачество – поэзия, ковровщица – поэтесса. Рассматривая узоры, можно увидеть природу Дагестана, что цветет в горах, на равнине. Приглядитесь к ковру, и вы увидите  амро-зарю, золотистые созвездия неба, белые цепи облаков, зеленые поля лугов, желтеющую ниву.

Ребенок:

- Ковровщица Фазилат увидела цветущую красавицу яблоню, и на ковре появился нежно-розовый медальон «амагюль», голубое небо, светлые родники.

Экскурсовод:

- Для чего служат ковровые изделия?

Ребенок:

- Готовые изделия принимаются контролерами, затем отправляются в магазины, в другие города республики, за границу. А в магазинах наши мамы покупают и застилают на пол, чтобы нам было тепло и уютно.

(подходят к станку)

Ребенок:

- Где узоры, для ковра

Ты нашла, скажи, сестра?

На лугу полно цветов

Погляжу узор готов.

Тур промчался по горе

След остался на ковре.     (перевод Ф.Скудры)

Ведущий:

- Предлагает попробовать за работой мастерицы. Во время наблюдения звучит музыка « Маленькая ковровщица».

Ребенок:

 «Песня ковровщицы»

-Ай-и-яй, моя игла

Три ковра я соткала,

Я один себе взяла,

Два я дочке отдала.

Размотала я клубок,

Завязала узелок.

Завязала два узла,

В руки ножницы взяла.

Ай-м-яй, ковер цветной,

Красный, желтый, голубой.

Ведущий:

Отправляемся дальше в путешествие. Садимся на «ковер-самолет» и полетим.

2-ая остановка:

Вот мы в ауле Балхар. (Звучит песня « В ауле Балхар», музыка Ш.Чалаева)

По окончании музыки  детям предлагается заглянуть в один из домов. Дети подходят к другой части экспозиции выставки, где собранны изделия из глины, висят фотографии с изображением мастерицы за работой, рядом сидит девушка, которая тоже лепит.

Экскурсовод:

(Девочка в национальной балхарской одежде встречает гостей, приглашает посмотреть выставку, и читает стихи:

- Балхарские девушки лепят кувшин,

Украсив узором затейливым их.

И желтая глина, и белая глина

Мелькает в проворных руках золотых.  (Салимат Курбанова)

Дети, какие изделия изготавливают мастера из глины?

Ребенок:

- В Балхаре – гончарное искусство. Балхар славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки.


Хочу такой сайт

Ребенок:

Балхарей сказал:

О балхарцах много пишут

И статей и умных книг –

Чем живут они, чем дышат,

Каковы мечты у них?

Вот мечты моей вершина:

Пусть решится спор любой

Тихо, мирно из кувшина

С доброй горскою бузой.

Ребенок:

- Выбирай кувшин неспешно,

Напрягай свою смекалку,

Цвет и звон его, конечно,

Намекают на закалку.

Самый лучший выбрать можно,

Но не жди, однако, чудо –

Что вольешь в кувшин порожний,

То и выльется оттуда.

Ребенок:

- Эти кубики, эти чаши,

Лондон видел и Нью-Йорк.

Красота кувшинов наших

Всюду вызвала восторг.

Экскурсовод:

- Для чего служат кувшины, игрушки?

Ребенок:

- Дети любят играть с народными глиняными игрушками, которые отличаются изяществом росписи.

Ребенок:

- Кувшины бывают разные – горшки  «кунта» для пищи, и кувшин «урма» для воды, и огромный сосуд для хранения зерна.

Экскурсовод:

- Назовите элементы узоров, которыми расписывают глиняные изделия.

Ребенок:

- Примечателен двухцветный красно-белый балхарский орнамент. Тут и обрамляющие прямые и волнистые линии, и цепочки из запятых, и овальные листья с внутренней росписью, и ромбы с белыми точками в центре, и фигуры, напоминающие птиц, и сочетание из пересекающих линий

Ребенок:

- Отдельные элементы орнамента обрамлены тонкими линиями обводки. Украшают балхарки свои изделия и реальными фигурками, выступающими над поверхностью или врезанными в нее.

(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)

Ведущий:

- Высоко в горах расположился аул златокузнецов Кубачи. И мы с вами отправимся в этот аул. Садимся на ковер-самолет и полетим. Вот мы в ауле Кубачи.

3-ая  остановка:

Экскурсовод:

Добро пожаловать дорогие гости, посмотрите наш музей.

Дагестан славится своими златокузнецами. Мастера – кубачинцы обрабатывают металл и наносят на него разные узоры – орнаменты. Так готовятся разные изделия – пояса, кулоны, браслеты, кувшины. Кубачинцы – умелые художники. Их работа славится во всем мире.

Ребенок:

- Кубачинские златокузнецы выполняют многие виды работ: чеканку, гравировку, камнями режут по кости, женщины вышивают головные уборы, вяжут узорами.

Ребенок:

- Знаменитый мастер сувениров Расул Алиханов в 10 лет,  работая рядом с отцом, выгравировал украшения для Кавказского пояса. Второй работой была ручка.

Ребенок:

- С 12 лет Расул Алиханов уже работал как гравер. Его работы были на выставках в Америке, Франции. Расул Алиханов – большой художник.

Ребенок:

- Расул Алиханов сделал обложку для книги стихов Расула Гамзатова, сверкающий под гранями резца металл и молочно – белая ажурная кость.

Ребенок:

- Все изделия покрыты узорами, которые напоминают нам листочки, цветы и звери встречаются в орнаментах. Все это придумали мастера, чтобы украсить изделия.

Ребенок:

- Вот как поэт Расул Гамзатов сказал о них:

« Тайну кубачинского искусства

Не ищите в книжках серебра,

Носят тайну этого искусства

В сердце кубачинцы – мастера».

      Песня молодых кубачинцев

В путь – дорогу, молодцы,

Отправляться нам пора.

Молоточки и резцы,

Как всегда, возьмем с собой.

До чужих добравших мест

Пустим молоточки в ход,

Вспоминая про невест,

Что остались в Кубачи.

Персиянкам золотых

Мы наделаем колец

И стамбульских мастерских

Не один скуем браслет.

Нам дойти не мудрено

До французских городов.

Мы в Париже не одно

Ожерелье смастерим.

Молоды у нас сердца,

И на весь прославлен свет

Почерк тонкого резца

Кубачинских мастеров.

(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)

Ведущий:

- Вот мы с вами, дорогие ребята, прилетели в удивительный край унцукульских мастеров. У въезда в село расположилась Унцукульская фабрика художественных изделий, где нас ждет увлекательная экскурсия.

 4 –ая остановка.

Экскурсовод:

-Заходите, гости дорогие, посмотрите изделия из дерева, украшенные волшебными узорами, которые сверкают маленькими звездочками и солнечными лучиками под лаком.

(Дети рассматривают изделия унцукульских мастеров)

Ведущий:

- из чего делают мастера унцукульские изделия?

Ребенок:

- Унцукульские мастера славятся изделиями из дерева. Делают они изящные трости, вазы. Для изделий годится только кизиловое или абрикосовые деревья.

Ведущий:

- Какие инструменты нужны мастерам?

Ребенок:

- Для работы  унцукульским мастерам нужны инструменты: пила, топор, рубанок, сверла, ножницы, циркуль, скобель.

Ребенок:

- Самое главное руки унцукульца -  его высокий художественный вкус.

Ведущий:

- Давайте поблагодарим экскурсовода.

Дети хором:

-Спасибо!

Экскурсовод:

- Приезжайте к нам еще.

 Песня « Приезжайте в Дагестан»

Ведущий:

Вот и закончилось путешествие, мы возвращаемся в свой детский сад. Наверное, побывав в местах, где изготавливают предметы прикладного искусства, вам захотелось хоть на какое-то  время стать народным умельцем, и я вам приготовила сюрприз. В группе я организовала такую мастерскую, которую назвала «Юные умельцы».

Вы сейчас представьте, кем бы вы хотели быть.

Постарайтесь сделать то, что вам больше всего понравилось – коврик, украшения, глиняную игрушку, унцукульский узор.

(Дети по желанию  выбирают себе «мастерскую» и приступают к работе. Воспитатель  при необходимости оказывает помощь детям

29.06.2021

IMG_20210928_113742.jpg

Просмотров всего: , сегодня:

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7(960) 417-94-38; +7(989) 861-95-29

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».