27.05.2019
Воспитатели: Хаджалова С.Р
Татамова Н.Г.
Девиз группы:
В нашей группе солнышко
Светит ярче всех.
Теплоты и радости
Хватит здесь на всех!
Возрастные особенности
детей от 3 до 4 лет.
В этом возрасте ребёнок
постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится
внеситуативным. Взрослый становится для ребёнка не только членом семьи, но и
носителем определённой общественной функции. Желание ребёнка выполнять такую же
функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие
разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности
в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность:
выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к
другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших
дошкольников являются действия с игрушками и предметами- заместителями.
Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с
одной-двумя ролями и простыми, неразвёрнутыми сюжетами. Игры с правилами в этом
возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная
деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте
они только начинают формироваться. Графические образы бедны. Большое значение
для развития мелкой моторики имеет лепка. В этом возрасте детям доступны
простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем возрасте
ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем возрасте
развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов –
индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам
-культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного
возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более
цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в
пространстве группы детского сада, а при определённой организации
образовательного процесс – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и
внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6- названий
предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить
значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться
наглядно- действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев
осуществляется на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата.
Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между
предметами.
В младшем дошкольном
возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно
проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей
других.
Взаимоотношения детей
обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они
могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают
основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей
ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно
вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться
устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают
преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во
многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном
возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых
ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во
многом поведение ребёнка ещё ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи
ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными
указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере
ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая
идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
30.09.2021
Конспект ООД
в подготовительной группе
по теме:
«Краски моего народа »
Цель: продолжать знакомить детей с народно-прикладным искусством дагестанцев, обобщить представления детей, что готовили народные умельцы из глины, дерева, металла, шерсти.
Задачи:
Обучающие - обогащать словарный запас народного фольклора, уметь использовать знания и навыки народного фольклора.
Развивающие - развивать у детей творческие способности, восприятие художественного слова, воображение, образную речь средствами фольклора.
Воспитательные - воспитывать чувства уважения к трудолюбию народных умельцев, укреплять дружеские чувства между нациями.
Материал: карта Дагестана, «ковер-самолет», изделия из глины, ковровый мини-станок, изделия Кубачи и Унцукуля, муз. сопровождение.
Воспитатель:
- Сегодня, дети, мы с вами попробуем совершить «путешествие» по горным аулам, где вот уже много – много лет народные умельцы создают из различных материалов прекрасные изделия, предметы быта, украшения. Чтобы совершить это путешествие, нам нужны помощники: карта горного края, волшебный «ковер самолет» и ваши смекалки и фантазия. Так вы готовы к путешествию?
Дети:
- Да!
(Воспитатель приглашает детей к карте Дагестана, рассматривают ее, и начинается беседа с воспитателем)
Воспитатель:
- Дети, вы видите на карте много знаков символов, которыми обозначены города и села, где изготавливают прекрасные предметы и изделия народные мастера. Вот, например, кувшин из глины, где изготавливают такие изделия?
Дети:
- В селении Балхар.
Воспитатель:
- Да, это старинное селение Балхар. А вот другой знак: серебряные украшения и не один знак, а несколько. Где изготавливают такие прекрасные украшения?
Дети:
- с. Кубачи, с. Гоцаль, с. Кумух.
(Воспитатель указкой показывает, где расположены эти села)
Скажите, дети, откуда появилось такое чудо: изделия с насечкой из металла?
Из горного села Унцукуль.
Дети , вы заметили много одинаковых знаков с изображением коврового узора. Где их изготавливают?
- г. Дербент, с. Ахты, Микрах, Орта-Сталь, Кабир, Хучни, Хив, Касумкент, Рутул, Тлярата, Дылым, Терекли- Мектеб.
Воспитатель:
- Вот видите, ребята, какое богатое искусство народов Дагестана. А вы хотели бы сегодня совершить путешествие по этим прекрасным местам, где работают народные мастера?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- А доставит нас в эти места волшебный «ковер-самолет».( Воспитатель предлагает детям всем дружно сесть на «ковер-самолет» и отправится в путешествие_. Звучит музыка М.Кагилаева «Снова в горы».
1- ая остановка:
Воспитатель:
Дербент это древний город. В этом городе есть ковровая фабрика, где работают потомственные мастерицы – ковровщицы. При ковровой фабрике есть музей. Давайте заглянем в него и рассмотрим ковровые изделия.
( Детям показывается выставка ковров, оформленная в зале.)
Экскурсовод:
- Дагестан славится ковровыми изделиями, их ткут на фабрике. Ткут и дома умелые мастерицы. Взрослым помогают и дети, они тоже учатся делать петли. Из какого материла изготавливают ковры?
Ребенок:
- Труд ковровщиц кропотливый: моют шерсть, готовят нити, красят их в разные цвета, подбирают на станке.
Экскурсовод:
- Какие узоры встречаются на коврах? Что и кого они вам напоминают?
Ребенок:
- Ковроткачество – поэзия, ковровщица – поэтесса. Рассматривая узоры, можно увидеть природу Дагестана, что цветет в горах, на равнине. Приглядитесь к ковру, и вы увидите амро-зарю, золотистые созвездия неба, белые цепи облаков, зеленые поля лугов, желтеющую ниву.
Ребенок:
- Ковровщица Фазилат увидела цветущую красавицу яблоню, и на ковре появился нежно-розовый медальон «амагюль», голубое небо, светлые родники.
Экскурсовод:
- Для чего служат ковровые изделия?
Ребенок:
- Готовые изделия принимаются контролерами, затем отправляются в магазины, в другие города республики, за границу. А в магазинах наши мамы покупают и застилают на пол, чтобы нам было тепло и уютно.
(подходят к станку)
Ребенок:
- Где узоры, для ковра
Ты нашла, скажи, сестра?
На лугу полно цветов
Погляжу узор готов.
Тур промчался по горе
След остался на ковре. (перевод Ф.Скудры)
Ведущий:
- Предлагает попробовать за работой мастерицы. Во время наблюдения звучит музыка « Маленькая ковровщица».
Ребенок:
«Песня ковровщицы»
-Ай-и-яй, моя игла
Три ковра я соткала,
Я один себе взяла,
Два я дочке отдала.
Размотала я клубок,
Завязала узелок.
Завязала два узла,
В руки ножницы взяла.
Ай-м-яй, ковер цветной,
Красный, желтый, голубой.
Ведущий:
- Отправляемся дальше в путешествие. Садимся на «ковер-самолет» и полетим.
2-ая остановка:
Вот мы в ауле Балхар. (Звучит песня « В ауле Балхар», музыка Ш.Чалаева)
По окончании музыки детям предлагается заглянуть в один из домов. Дети подходят к другой части экспозиции выставки, где собранны изделия из глины, висят фотографии с изображением мастерицы за работой, рядом сидит девушка, которая тоже лепит.
Экскурсовод:
(Девочка в национальной балхарской одежде встречает гостей, приглашает посмотреть выставку, и читает стихи:
- Балхарские девушки лепят кувшин,
Украсив узором затейливым их.
И желтая глина, и белая глина
Мелькает в проворных руках золотых. (Салимат Курбанова)
Дети, какие изделия изготавливают мастера из глины?
Ребенок:
- В Балхаре – гончарное искусство. Балхар славится тем, что его жители готовят из глины красивые кувшины, посуду, игрушки.
Ребенок:
- Балхарей сказал:
О балхарцах много пишут
И статей и умных книг –
Чем живут они, чем дышат,
Каковы мечты у них?
Вот мечты моей вершина:
Пусть решится спор любой
Тихо, мирно из кувшина
С доброй горскою бузой.
Ребенок:
- Выбирай кувшин неспешно,
Напрягай свою смекалку,
Цвет и звон его, конечно,
Намекают на закалку.
Самый лучший выбрать можно,
Но не жди, однако, чудо –
Что вольешь в кувшин порожний,
То и выльется оттуда.
Ребенок:
- Эти кубики, эти чаши,
Лондон видел и Нью-Йорк.
Красота кувшинов наших
Всюду вызвала восторг.
Экскурсовод:
- Для чего служат кувшины, игрушки?
Ребенок:
- Дети любят играть с народными глиняными игрушками, которые отличаются изяществом росписи.
Ребенок:
- Кувшины бывают разные – горшки «кунта» для пищи, и кувшин «урма» для воды, и огромный сосуд для хранения зерна.
Экскурсовод:
- Назовите элементы узоров, которыми расписывают глиняные изделия.
Ребенок:
- Примечателен двухцветный красно-белый балхарский орнамент. Тут и обрамляющие прямые и волнистые линии, и цепочки из запятых, и овальные листья с внутренней росписью, и ромбы с белыми точками в центре, и фигуры, напоминающие птиц, и сочетание из пересекающих линий
Ребенок:
- Отдельные элементы орнамента обрамлены тонкими линиями обводки. Украшают балхарки свои изделия и реальными фигурками, выступающими над поверхностью или врезанными в нее.
(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)
Ведущий:
- Высоко в горах расположился аул златокузнецов Кубачи. И мы с вами отправимся в этот аул. Садимся на ковер-самолет и полетим. Вот мы в ауле Кубачи.
3-ая остановка:
Экскурсовод:
- Добро пожаловать, дорогие гости, посмотрите наш музей.
Дагестан славится своими златокузнецами. Мастера – кубачинцы обрабатывают металл и наносят на него разные узоры – орнаменты. Так готовятся разные изделия – пояса, кулоны, браслеты, кувшины. Кубачинцы – умелые художники. Их работа славится во всем мире.
Ребенок:
- Кубачинские златокузнецы выполняют многие виды работ: чеканку, гравировку, камнями режут по кости, женщины вышивают головные уборы, вяжут узорами.
Ребенок:
- Знаменитый мастер сувениров Расул Алиханов в 10 лет, работая рядом с отцом, выгравировал украшения для Кавказского пояса. Второй работой была ручка.
Ребенок:
- С 12 лет Расул Алиханов уже работал как гравер. Его работы были на выставках в Америке, Франции. Расул Алиханов – большой художник.
Ребенок:
- Расул Алиханов сделал обложку для книги стихов Расула Гамзатова, сверкающий под гранями резца металл и молочно – белая ажурная кость.
Ребенок:
- Все изделия покрыты узорами, которые напоминают нам листочки, цветы и звери встречаются в орнаментах. Все это придумали мастера, чтобы украсить изделия.
Ребенок:
- Вот как поэт Расул Гамзатов сказал о них:
« Тайну кубачинского искусства
Не ищите в книжках серебра,
Носят тайну этого искусства
В сердце кубачинцы – мастера».
Песня молодых кубачинцев
В путь – дорогу, молодцы,
Отправляться нам пора.
Молоточки и резцы,
Как всегда, возьмем с собой.
До чужих добравших мест
Пустим молоточки в ход,
Вспоминая про невест,
Что остались в Кубачи.
Персиянкам золотых
Мы наделаем колец
И стамбульских мастерских
Не один скуем браслет.
Нам дойти не мудрено
До французских городов.
Мы в Париже не одно
Ожерелье смастерим.
Молоды у нас сердца,
И на весь прославлен свет
Почерк тонкого резца
Кубачинских мастеров.
(Дети благодарят экскурсовода и отправляются дальше в путешествие)
Ведущий:
- Вот мы с вами, дорогие ребята, прилетели в удивительный край унцукульских мастеров. У въезда в село расположилась Унцукульская фабрика художественных изделий, где нас ждет увлекательная экскурсия.
4 –ая остановка.
Экскурсовод:
-Заходите, гости дорогие, посмотрите изделия из дерева, украшенные волшебными узорами, которые сверкают маленькими звездочками и солнечными лучиками под лаком.
(Дети рассматривают изделия унцукульских мастеров)
Ведущий:
- из чего делают мастера унцукульские изделия?
Ребенок:
- Унцукульские мастера славятся изделиями из дерева. Делают они изящные трости, вазы. Для изделий годится только кизиловое или абрикосовые деревья.
Ведущий:
- Какие инструменты нужны мастерам?
Ребенок:
- Для работы унцукульским мастерам нужны инструменты: пила, топор, рубанок, сверла, ножницы, циркуль, скобель.
Ребенок:
- Самое главное руки унцукульца - его высокий художественный вкус.
Ведущий:
- Давайте поблагодарим экскурсовода.
Дети хором:
-Спасибо!
Экскурсовод:
- Приезжайте к нам еще.
Песня « Приезжайте в Дагестан»
Ведущий:
Вот и закончилось путешествие, мы возвращаемся в свой детский сад. Наверное, побывав в местах, где изготавливают предметы прикладного искусства, вам захотелось хоть на какое-то время стать народным умельцем, и я вам приготовила сюрприз. В группе я организовала такую мастерскую, которую назвала «Юные умельцы».
Вы сейчас представьте, кем бы вы хотели быть.
Постарайтесь сделать то, что вам больше всего понравилось – коврик, украшения, глиняную игрушку, унцукульский узор.
(Дети по желанию выбирают себе «мастерскую» и приступают к работе. Воспитатель при необходимости оказывает помощь детям
29.06.2021
Просмотров всего: , сегодня: